Алфавит шумеров. Язык шумеров

Шумеры: отцы письменности, арифметики и цивилизации

Алфавит шумеров. Язык шумеров

Шумерская цивилизация была одной из самых ранних цивилизаций в мире. Она возникла в районе южной Месопотамии (современный южный Ирак), между реками Тигр и Евфрат. Шумерская цивилизация началась около 4-го тысячелетия до н. э. и закончилась около 24-го века до н. э., когда вся Месопотамия перешла под контроль Аккадской империи .

Шумеры вновь появились в 22 веке до нашей эры и снова правили Южной Месопотамией. Однако третья Династия Ура, которую они основали, просуществовала недолго и пала примерно через столетие. Хотя на этот раз господство шумеров в Месопотамии окончательно прекратилось, его многочисленные нововведения принесли пользу последующим цивилизациям Месопотамии, и его наследие можно ощутить даже сегодня.

Кто такие шумеры?

Название “шумерский” впервые было использовано аккадцами. Шумеры называли себя Саг-ги-га, что в переводе означает “черноголовые люди”, а землю, на которой они жили – Ки-Эн-Гир, что означает “земля цивилизованных владык”.

Сегодня ученые используют термин “Плодородный полумесяц” для описания дуги суши, которая простирается от залива на востоке до Египта на Западе. Этот район охватывает территории современного Ирака, Леванта и долины Нила, и считается колыбелью цивилизации.

Как часть плодородного полумесяца, почва Южной Месопотамии была плодородной и пригодной для сельского хозяйства, которое появилось во время неолитической революции . В результате в регионе начали селиться люди.

Согласно археологическим данным, до возникновения шумерской цивилизации на территории Южной Месопотамии существовало несколько культур. Археологи дифференцируют эти культуры по артефактам, которые были раскопаны.

В частности, эти культуры были идентифицированы на основе стилистических различий археологической керамики .

Короче говоря, шумерской цивилизации предшествовали три различных периода – период Убайда, период Урука и период Джемдет Насра, каждый из которых получил свое название от места, где культура была впервые идентифицирована.

Шумерская цивилизация возникла около 3900 года до н. э. и просуществовала до 2350 года до н. э., когда ее сменила Аккадская империя как доминирующая держава в регионе. Этот период также называют ранним династическим периодом.

Одно из главных различий между этим периодом и предыдущими заключается в том, что к этому времени большинство людей покинули деревню и поселились в городских центрах, окруженных стенами. Это можно рассматривать как начало шумерских городов-государств, которые состоят из большого городского центра (или нескольких из них) с внутренними районами.

К числу наиболее могущественных и известных городов-государств шумерской цивилизации в этот период относятся Ур, Урук, Лагаш и Киш.

Одним из последствий возникновения этих городов-государств стало расслоение шумерского общества. Неясно, какова была степень социальной стратификации до начала династического периода.

Однако к началу династического периода социальное расслоение уже прочно укоренилось. Это видно из того, что в городах-государствах правили короли, должность которых была наследственной.

Правители шумерской цивилизации

Шумерский список царей был написан на шумерском языке и показывает, что люди древней Месопотамии верили, что Царство даровано людям Богами.

Список начинается с группы царей, известных как “допотопные правители”, которые считаются мифическими фигурами.

Хотя до сих пор не найдено исторических свидетельств их существования, возможно, что они были историческими правителями, которые позднее были мифологизированы шумерами.

Список продолжается различными династиями шумерской цивилизации и ее соседей, Марийской и Аккадской, и заканчивается династией Исин, которая процветала между 20-м и 18-м веками до нашей эры. Кстати , в списке шумерских царей есть единственная женщина-правитель, Кубаба (что означает “женщина-Трактирщица”), которая также была единственной правительницей Третьей династии Киша.

Поскольку правители шумерских городов-государств получили право править сверху, они поддерживали тесные отношения с религиозными властями. У каждого города-государства было свое божество-покровитель, и храмы богов занимали сердце города.

Центральное расположение этих храмов, в дополнение к тому, что они были построены как возвышающиеся структуры, известные как зиккураты, означало, что они доминировали в городском пейзаже шумерских городов-государств и были видны как вблизи, так и издалека.

Храмы шумерских городов имели власть не только над религиозными вопросами, но и были основными участниками экономики. Теоретически правитель, будучи представителем богов, владел всей землей. Однако на практике король не мог управлять всей землей в одиночку. Поэтому задача управления и организации сельскохозяйственных угодий была возложена на храмы.

Хотя некоторые земли находились в частном владении, это было скорее исключением, чем нормой. Храмы стали главными землевладельцами шумерских городов, и от них зависели средства к существованию фермеров. Храмы управляли всеми аспектами сельскохозяйственного цикла, начиная с посева, вплоть до сбора урожая и перераспределения сельскохозяйственной продукции.

Многие важные нововведения были сделаны шумерами для того, чтобы управление сельским хозяйством храмами шло гладко.

Одним из наиболее значительных из них было развитие клинописи, которая является самым ранним известным письмом в мире.

Этот скрипт был первоначально разработан в качестве административного инструмента и используется для отслеживания потока товаров, включая сельскохозяйственную продукцию.

Со временем шумеры стали использовать этот текст и для других целей, например для написания научных или литературных текстов. Однако еще более важным является тот факт, что это изобретение давно пережило Шумерскую цивилизацию. Клинопись была принята последующими цивилизациями, включая Аккадцев, вавилонян и ассирийцев, для написания своих собственных языков.

Именно благодаря храмам был достигнут прогресс в различных областях знания. Одной из таких областей, например, является арифметика. Знание арифметики облегчало писцам ведение записей о товарах, которые входили и выходили из храмов. До этого количество товаров было представлено глиняными жетонами.

Арифметика также способствовала изобретению календаря и часов. Шумеры изобрели несколько систем счисления, включая шестидесятеричную систему, которая стала стандартной системой счисления шумерской цивилизации. Используя эту систему счисления, шумеры изобрели часы с 60 секундами, 60 минутами и 12 часами, а также календарь с 12 месяцами. Влияние этих изобретений ощущается и сегодня.

Читайте так же:4000-летний потерянный Месопотамский город обнаружен в ИракеРельеф Берни: кем была таинственная Месопотамская Богиня?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/mysterious_world/shumery-otcy-pismennosti-arifmetiki-i-civilizacii-5ceac7cb5162ed00b22e1a56

Язык древних шумер найден

Алфавит шумеров. Язык шумеров

Возвращаясь к опубликованному. О языке древних шумер

Самоназвание шумер киэнгир, Кi en gi (r), что можно истолковать как “очень плодородная земля” либо “жрецы земли”: ки – земля; эн – наилучший, большой, а также жрец, господин; ги или гир – производить, делать. Шумеры были очень набожным народом и почитали своих богов, считали, что они кормят богов, а те без них не могут существовать.

Родственные связи шумерского языка,, самоназвание которого

Источник: https://akhnaf.livejournal.com/185592.html

rus_sumer_dict

Алфавит шумеров. Язык шумеров
КЛИНОПИСЬrus_sumer_dictOctober 7th, 2012Оригинал взят у no_xemmcku в КЛИНОПИСЬоткрытые слоги типа:
da-de-di-du

A E I U
Bbipu
Ddi
Ggi
Hhi
Kki
Lli
M
N
Ppi
Qqi
Rri
Ssi
SH
SSssi
T
Yya-eya-iya-u
Zzi

закрытые слоги типа:

an-en-in-un

AEIU
He-hui-hu
Ke-ku
L
Me-mu
N
Pip
Re-ru
Se-suu-su
SHe-shu
Tit

Сколько слов в шумерском?rus_sumer_dictApril 9th, 2012Оригинал взят у rus_sumer в Сколько слов в шумерском?

Сколько нужно знать слов чтобы ориентироваться в шумерских текстах? Сколько их вообще? Не миллионы. В шумерских литературных текстах употребляется 3.064 различных слова. Больше тысячи из них употребляются лишь 1 или 2 раза и их можно отнести к категории редких. Другие употребляются гораздо чаще.

Частотные словари составляются именно по этому принципу. Сперва идут слова которые употребляются чаще других. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употр. слова. А каждое третье-всего лишь 36.

Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации что “кто-то”+”что-то”+”сделал”, то практически в каждом шумерском предложени вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже и 2 из трёх…

Зная всего 79 самых частых слов вы можете особо не кривя душой говорить что знаете шумерский язык “наполовину…” Разумеется, это шутка. Это богатый и развитый язык, в нем почти столько же слов как в Библии. Но тем не менее…

*Inannarus_sumer_dictMarch 11th, 2012Оригинал взят у rus_sumer в *Inanna

«Серебряная королева ночи»
gi-babbar-nin

Дыхание Тайныrus_sumer_dictOctober 23rd, 2011 © J.-F.Gout 2010
from 04 August 2011 ВЛЮБИСЬ В МЕНЯ !rus_sumer_dictOctober 12th, 2011Оригинал взят у rus_sumer в ВЛЮБИСЬ В МЕНЯ !
Все женщины немного колдуньи
А раз так – немного реальной мистики. У древних шумеров в их тайном языке eme-sal была формула «хе-ки-га-ан-му-эне-…….(name)» – “пусть в меня влюбится ……. (имя)”.
Напишите любое имя знаками подлинной клинописи и да услышит вас Светлая Дева *Инанна, покровительница всех влюбленных. Может, это только древние глупости, но может быть и нет… )) АККАДИЗАТОРrus_sumer_dictAugust 7th, 2011Оригинал взят у rus_sumer в АККАДИЗАТОР [a-mu-a-nu-ku-i] “Тайный” язык шумеров EME-SALrus_sumer_dictAugust 5th, 2011Оригинал взят у rus_sumer в “Тайный” язык шумеров EME-SAL

Кроме обычного языка у древних шумеров существовал тайный язык “эме-саль”, использовавшийся в магических ритуалах. На нём обращались к богам и передавались речи богинь.

Им пользовались жрицы богини Инанны, храмовые певцы “гала” и предсказатели, которые у шумеров назывались “энси” (Dream-interpretator). Звучание этого языка почти всегда скрыто за обычными знаками клинописи.

На особое, “эмесальное” их прочтение указывали только специальные префиксы, как бы “вводившие” прямую речь божественных сущностей шумерского пантеона и обращений к ним. Известно не более двухсот слов этого языка, так как он был запретным для непосвященных.

“Священные” префиксы EME-SAL:
® “га” (ga2-)® “да” (da-)® “да” (da2-)® “де” (de3-)® “ду” (du5-)® “ду” (du10-)® “и-инги” (i-in3-gi6-)® “инга” (in-ga2-)

® “нан” (na-ag2-)


*Note: в приведенный ниже словарь будут включены все известные на данный момент слова языка eme-sal с их соответствиями в “обычном” языке шумеров eme-gir.

eme-sal: БогиХрамыГородаrus_sumer_dictAugust 5th, 2011*ГАТУМДУГ ma-ze2-ze2*ГЕШТИН mu-tin*ГЕШТИНАНА mu-tin-an-na*ДУМУЗИ du5-mu-zid*ДУМУЗИД-АБЗУ du5-mu-zid-abzu*ИНАННА ga-xa-an-an-na*КИН-ИНАННА kiñ2-ga-xa-an-an-na*ЛУГАЛЬБАНДА u3-mu-un-ban3-da*НИНГАЛЬ ga-xa-an-gal*НИНГИКУГ ga-xa-an-gi-kug-ga*НИНГИШЗИДА u3-mu-un-mu-zid-da*НИНДАРА u3-mu-un-dar-a*НИН-ИРИГАЛЬ ga-xa-an-iri11-gal*НИН-ИСИННА ga-xa-an-i3-si-in-na*НИНМАРКИ ga-xa-an-mar-ki*НИНМАХ ga-xa-an-mah*НИНСУМУН ga-xa-an-sumun2*НИНУРТА u3-mu-un-urta*НИНХУРСАГ ga-xa-an-hur-sañ-ña2*НИНШУБУР ga-xa-an-xubur*НИН-ЭГАЛЬ ga-xa-an-e2-gal-la*ЭНКИ am-an-ki*ЭНЛИЛЬ mu-ul-lil2*ЭРЕШКИГАЛЬ ga-xa-an-ki-gal-laгород УРУК uru2-kugгород ЭРИДУ uru2-ze2-ebхрам ПАДАНУНУС pad3-da-nu-nusхрам ШЕГКУРШАГ xeg12-kur-xa3-ba

часовня *ИНАННЫ niñin3-mar

Источник: https://rus-sumer-dict.livejournal.com/

ШУМЕ́РСКИЙ ЯЗЫ́К

Алфавит шумеров. Язык шумеров

ШУМЕ́РСКИЙ ЯЗЫ́К (ус­тар. – шу­ме­рий­ский язык, су­ме­рий­ский язык), язык древ­не­го на­се­ле­ния Юж. Ме­со­по­та­мии [юж. Дву­ре­чья (ны­не Ирак)]. На про­тя­же­нии поч­ти все­го 3-го тыс. до н. э. был осн. разг. и письм. язы­ком в этом ре­гио­не, ис­поль­зо­вал­ся в ка­че­ст­ве офиц. яз.

в на­хо­див­ших­ся здесь го­ро­дах-го­су­дар­ст­вах. В кон. 3-го – нач. 2-го тыс. до н. э. по­сте­пен­но вы­тес­нен из уст­но­го оби­хо­да ак­кад­ским язы­ком (и пе­ре­стал быть жи­вым язы­ком), в 1-й пол. 2-го тыс. до н. э. вы­тес­нен им и из офиц. об­ще­ния, од­на­ко вплоть до кон. 1-го тыс. до н. э.

изу­чал­ся и ис­поль­зо­вал­ся как язык де­ло­про­из­вод­ст­ва, лит-ры и как куль­то­вый язык.

Ш. я. из­вес­тен по за­пи­сан­ным кли­нопи­сью па­мят­ни­кам (неск. де­сят­ков ты­сяч тек­стов), про­ис­хо­дя­щих б. ч. из Юж. Ме­со­по­та­мии. Счи­та­ет­ся, что наи­бо­лее древ­ние бес­спор­но шу­ме­роя­зыч­ные па­мят­ни­ки это­го ре­гио­на (тек­сты из Ура) соз­да­ны ок. 2800 до н. э. [язык об­на­ру­жен­ных в Уру­ке бо­лее древ­них (да­ти­руе­мых ок. 3200 до н. э.

) па­мят­ни­ков, за­пи­сан­ных на гли­ня­ных и ка­мен­ных таб­лич­ках пик­то­гра­фи­че­ским про­ток­ли­но­пис­ным (см. так­же Пик­то­гра­фия) пись­мом, окон­ча­тель­но не ква­ли­фи­ци­ро­ван – воз­мож­но, Ш. я. или один из бо­лее древ­них язы­ков, бы­то­вав­ших в Ме­со­по­та­мии до при­хо­да шу­ме­ров].

На ос­но­ва­нии ана­ли­за осо­бен­но­стей пись­ма, язы­ка и ор­фо­гра­фии, от­ра­жён­ных в па­мят­ни­ках, в ис­то­рии Ш. я. вы­де­ля­ют­ся пе­рио­ды: ар­хаи­че­ский (до сер. 28 в. до н. э.), пе­ри­од Фа­ры (сер. 28 – 26 вв. до н. э.), ста­ро­шу­мер­ский (25 – сер. 24 вв. до н. э.), ста­ро­ак­кад­ский (сар­го­нов­ский; сер. 24 – сер. 22 вв. до н. э.

), но­во­шу­мер­ский (сер. 22 – 21 вв. до н. э.), позд­не­шу­мер­ский (ста­ро­ва­ви­лон­ский; 20–17 вв. до н. э.), по­сле­шу­мер­ский (16–2 вв. до н. э.). В позд­не­шу­мер­ский пе­ри­од мёрт­вый Ш. я. про­дол­жа­ли изу­чать в пис­цо­вых шко­лах как письм. язык. Па­мят­ни­ки пред­став­ле­ны адм.

и пра­во­вы­ми до­ку­мен­та­ми (де­ло­вые пись­ма, су­деб­ные про­то­ко­лы, до­го­во­ры о ку­п­ле-про­да­же, эти­кет­ки, кви­тан­ции, дол­го­вые рас­пис­ки и др.), цар­ски­ми (стро­ит. и по­свя­тит.) над­пи­ся­ми, лит. ком­по­зи­ция­ми [ми­фа­ми, эпич.

ска­за­ния­ми, пла­ча­ми о раз­ру­ше­нии шу­мер­ских го­ро­дов, гим­на­ми бо­гам, их хра­мам, обо­же­ст­в­лён­ным ца­рям, мо­лит­ва­ми, ри­ту­аль­ны­ми пла­ча­ми, за­кли­на­ния­ми, лю­бов­ны­ми пес­ня­ми, диа­ло­га­ми-спо­ра­ми ме­ж­ду разл. пред­ме­та­ми и яв­ле­ния­ми (спор Зи­мы с Ле­том, Де­ре­ва с Тро­ст­ни­ком и т. п.), по­сло­ви­ца­ми, по­уче­ния­ми и др.].

Из­вест­но ок. 50 лит. ком­по­зи­ций, за­пи­сан­ных на таб­лич­ках 26 в. до н. э. из Фа­ры и Абу-Са­ля­би­ха, а так­же отд. эк­зем­п­ля­ры та­ких про­из­ве­де­ний, да­ти­руе­мых 2-й пол. 3-го тыс. до н. э., что сви­де­тель­ст­ву­ет о су­ще­ст­во­ва­нии лит. тра­ди­ции на Ш. я. в пе­ри­од, ко­гда он ещё был жи­вым язы­ком. Ос­нов­ная же часть лит.

ком­по­зи­ций со­хра­ни­лась в позд­не­шу­мер­ских ко­пи­ях. Боль­шое зна­че­ние для ис­сле­до­ва­ния Ш. я. име­ют так­же т. н. лек­сич. спи­ски, слу­жив­шие ос­но­вой пре­по­да­ва­ния Ш. я. в пис­цо­вых шко­лах [cоздавались вплоть до кон. 1-го тыс. до н. э.

; пред­став­ля­ют со­бой од­но- и дву­языч­ные (шу­ме­ро-ак­кад­ские, а так­же шу­ме­ро-хур­рит­ские, шу­ме­ро-хетт­ские, шу­ме­ро-уга­рит­ские) пе­реч­ни зна­ков и слов]. Из­вест­ны спи­ски наз­ва­ний долж­но­стей, про­фес­сий, разл. жи­вот­ных, имён бо­гов, то­по­ни­мов, наз­ва­ний раз­но­го ро­да пред­ме­тов, а так­же спря­гае­мых форм гла­го­лов и грам­ма­тич. эле­мен­тов Ш. я. с пе­ре­во­да­ми на ак­кад­ский яз. и с по­яс­не­ния­ми на нём.

Род­ст­во Ш. я. с др. язы­ка­ми не ус­та­нов­ле­но. Тер­ри­то­ри­аль­ные диа­лек­ты не вы­яв­ле­ны. При­ня­то вы­де­лять т. н. диа­лект эме­гир, на ко­то­ром на­пи­са­на осн. часть шу­мер­ских тек­стов, и лит. со­цио­лект эме­саль, за­фик­си­ро­ван­ный в ря­де лит. про­из­ве­де­ний с нач. 2-го тыс. до н. э.

, в ко­то­рых на нём го­во­рят жен­щи­ны, бо­ги­ни и жре­цы-пев­чие. Эме­саль име­ет ряд фо­не­тич. и лек­сич. осо­бен­но­стей. В позд­них лек­сич. спи­сках, со­став­лен­ных ак­кад­ски­ми пис­ца­ми, упо­мя­ну­ты и др. со­цио­лек­ты (пас­ту­хов, ло­доч­ни­ков, мо­ря­ков и т. п.), од­на­ко фи­кси­рую­щие их письм.

па­мят­ни­ки не об­на­ру­же­ны.

Ре­кон­ст­рук­ция фо­но­ло­гич. сис­те­мы Ш. я. за­труд­не­на в свя­зи с осо­бен­но­стя­ми гра­фи­ки. Ус­та­нов­лен­ный ми­ни­маль­но воз­мож­ный со­став глас­ных фо­нем (см. Во­ка­лизм) – a, e, i, u.

Тра­ди­ци­он­но опи­сы­вае­мый со­став кон­со­нан­тиз­ма – b, p, d, t, g, k, z, s, š, h, r, l, m, n, g̃, для тек­стов ран­не­го пе­рио­да так­же r̂.

Зву­ко­вая реа­ли­за­ция фо­нем окон­ча­тель­но не ус­та­нов­ле­на.

Ко­рень шу­мер­ских слов обыч­но со­сто­ит из 1–2 сло­гов, ре­же – из 3. Об­ще­при­ня­то, что ос­таль­ные мор­фе­мы мо­гут со­сто­ять как из 1 со­глас­но­го, та­к и из 1 и бо­лее сло­гов.

Ха­рак­тер­ны ре­гу­ляр­ное стя­же­ние глас­ных на сты­ке мор­фем, про­грес­сив­ная и рег­рес­сив­ная гар­мо­ния глас­ных в аф­фик­сах форм гла­го­лов (в оп­ре­де­лён­ные пе­рио­ды, ви­ди­мо, дей­ст­во­ва­ла тен­ден­ция и к гар­мо­ни­за­ции глас­ных в кор­не).

В тек­стах ста­ро­шу­мер­ско­го и на­ча­ла ста­ро­ак­кад­ско­го пе­рио­дов за­сви­де­тель­ст­во­ва­на т. н. ста­ро­шу­мер­ская гар­мо­ния глас­ных, за­клю­чаю­щая­ся в упо­доб­ле­нии глас­ных e и i пре­фик­сов гла­го­ла глас­но­му сле­дую­ще­го сло­га.

Ш. я. от­но­сит­ся к агг­лю­ти­на­тив­ным язы­кам. Час­ти ре­чи – су­ще­ст­ви­тель­ное, ме­сто­име­ние [са­мо­сто­ят. лич­ные, энк­ли­тич. при­тя­жа­тель­ные (см. Кли­ти­ка), са­мо­сто­ят. и энк­ли­тич. ука­за­тель­ные, са­мо­сто­ят. во­про­си­тель­ные], чис­ли­тель­ное, гла­гол, на­ре­чие.

В функ­ции при­ла­га­тель­ных ис­поль­зу­ют­ся имен­ные фор­мы гла­го­лов со зна­че­ни­ем ка­че­ст­ва, при­зна­ка, свой­ст­ва. Зна­че­ния от­но­сит. при­ла­га­тель­ных пе­ре­да­ют су­ще­ст­ви­тель­ные в род. п. Име­ет­ся класс слу­жеб­ных слов – час­ти­цы, меж­до­ме­тия, под­чи­нит. сою­зы.

В функ­ции пред­ло­гов ис­поль­зу­ют­ся су­ще­ст­ви­тель­ные со зна­че­ни­ем час­тей те­ла или эле­мен­тов про­странст­вен­ной ори­ен­та­ции.

Пред­став­ле­ны сле­дую­щие грам­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии: чис­ло [у су­ще­ст­ви­тель­но­го (неск. ти­пов мно­же­ст­вен­но­сти), ме­сто­име­ния, гла­го­ла], па­деж (аб­со­лют­ный, эр­га­тив­ный, ме­ст­но-на­пра­вит., да­тель­ный, ме­ст­ный, со­вме­ст­ный, ис­ход­ный, на­пра­вит., ро­дит., срав­нит.

; у су­ще­ст­ви­тель­но­го и ме­сто­име­ния), класс [вы­де­ля­ют­ся 2 клас­са су­щест­ви­тель­ных – одуш. име­на (лю­дей, бо­гов, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ных жи­вот­ных и пред­ме­тов) и не­одуш. име­на (жи­вот­ных, пред­ме­тов, яв­ле­ний и др.

)], вид, на­кло­не­ние (12 на­кло­не­ний), про­странст­вен­ная ори­ен­та­ция (в гла­голь­ной фор­ме вы­ра­жа­ет­ся пре­фик­са­ми ори­ен­та­ции и про­странст­вен­ны­ми пре­фик­са­ми).

Ш. я. от­но­сит­ся к язы­кам эр­га­тив­но­го строя. Ба­зо­вый по­ря­док слов «субъ­ект + объ­ект + пре­ди­кат».

В лек­си­ке зна­чит. ко­ли­че­ст­во за­им­ство­ван­ий из ак­кад­ско­го язы­ка.

Ис­сле­до­ва­ни­ем Ш. я. за­ни­ма­ет­ся шу­ме­ро­ло­гия.

Источник: https://bigenc.ru/linguistics/text/4923592

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.