Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой
Контрабанда. Понятие и состав преступления

2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.[5]

Приказом Федеральной таможенной службы от 07.02.2005 г. № 90 утвержден перечень подразделений ФТС России и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности. Данный перечень включает в себя региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями. Которое, делится на несколько отделов по борьбе с контрабандой, такие как:

Отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;

Отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;

Отдел по борьбе с контрабандой сырьевых товаров и преступлениями в кредитно-финансовой сфере.

Следующее управление в данном перечне это Главное управление по борьбе с контрабандой, который в свою очередь также делится на отделы.

Таможенные органы отнесены законодательством к правоохранительным органам, так как они правомочны пресекать неправомерные деяния и привлекать виновных к ответственности. Под содержанием правоохранительной деятельности принято понимать охрану законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями.

Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их соответствующими функциями, регламентированными п. 6 ст.

403 ТК РФ: они ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в таможенной сфере, пресекают незаконный оборот через границу предметов, запрещенных к перемещению, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Наличие функции по ведению борьбы с контрабандой, иными преступлениями обусловлено положениями УПК РФ (ст. 151, 157), в соответствии с которыми на таможенные органы возложена борьба с контрабандой (ст. 188 УК РФ) и иными преступлениями, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194 данного уголовного закона.

Вместе с тем таможенные органы:

взаимодействуют с МВД России и ФСБ России по вопросам борьбы с контрабандой (ст. 28 Закона РФ “О Государственной границе Российской Федерации”).[6]

Федеральным законом от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

Сотрудники таможенных органов могут быть привлечены к выполнению специальных заданий по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Безусловно, что прежде всего данные задания имеют цель борьбы с таможенными преступлениями как наиболее общественно опасными правонарушениями в сфере таможенного дела. Именно поэтому законодатель называет в статье контрабанду (ст. 188 УК РФ), которая является достаточно распространенным и особо опасным таможенным правонарушением. [7]

3. Пример

По приговору Приморского краевого суда от 26 мая 2009 г. К., Г., Л. и Я. осуждены за контрабанду в крупном размере, совершенную организованной группой, сопряженную с недекларированием. Кроме того, К. осужден за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации в составе организованной группы.

В кассационных жалобах осужденные просили приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение, считали, что вывод суда о совершении контрабанды не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 12 ноября 2009 г. приговор оставила без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения, указав следующее.

Виновность осужденных в совершении преступлений в мае – июне 2008 г. полностью подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана в приговоре объективная оценка.

Доводы жалобы Я. о том, что 31 мая 2008 г. он не знал о содержимом мешков, опровергаются его показаниями на предварительном следствии, оглашенными по его просьбе в связи с отказом от дачи показаний в суде, в которых он пояснял, что по просьбе Г. в конце мая 2008 г. помог ему на границе перебросить пакеты с трепангами через колючую проволоку в сторону Китая, за что получил 3 тыс. рублей.

Из показаний Г. и Л. также видно, что все участники совершенного 31 мая 2008 г. преступления были осведомлены об их общей цели – незаконной переброске пакетов с трепангами через заградительный забор на границе с Китаем.

Доводы стороны защиты, не оспаривавшей фактические обстоятельства содеянного в ночь на 22 июня 2008 г., но утверждавшей, что действия виновных должны быть квалифицированы как покушение на контрабанду, не основаны на законе.

По смыслу ст. 188 УК РФ контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента пресечения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами.

К их числу относятся действия с указанными предметами до фактического пересечения ими таможенной границы, в том числе непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы с товарами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Таким образом, действия осужденных, действовавших организованной группой, правильно квалифицированы судом как оконченное преступление – контрабанда.

Вопрос о размере контрабанды тщательно исследовался в судебном заседании, в том числе с учетом доводов защиты. Вывод суда о крупном размере контрабанды является обоснованным. Заключение эксперта, исследовавшего предмет контрабанды и определившего его стоимость, всесторонне проверено в судебном заседании.

Утверждение в кассационной жалобе об ошибочности выводов суда об организующей роли К. опровергается материалами дела.

Из установленных в судебном заседании фактических обстоятельств видно, что именно К. создал преступную группу и руководил ею при подготовке преступлений и их совершении.

Выводы суда о виновности осужденных обоснованны и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Квалификация содеянного является правильной.

Заключение

Таможня, по сути, является связующим звеном между отечественной и мировой экономикой. Несмотря на сложности исторического развития различных государств, таможня была и остается их “неотъемлемым институтом государственности”[8]

Активность контрабандной деятельности зависит от внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности России и способствующим контрабанде, относятся:

– преобладание сырьевых товаров в российском экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции;

– зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров;

– недостаточный экспортный и валютный контроль и незамкнутость таможенной границы;

– неразвитость современной финансовой, организационной, транспортной и информационной инфраструктуры поддержки конкурентоспособности российского экспорта и рационализации структуры импорта.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности и способствующим контрабанде, относятся:

– унаследованная от прошлого структурная деформированность национальной экономики, ее низкая конкурентоспособность, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энерго- и ресурсоемкостью;

– вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно производителей потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

– высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии управленческих решений;

– несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий многих экономических субъектов на рынках России, их низкая правовая, финансовая и договорная дисциплина;

– криминализация экономики и коррупция в области управления экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод финансовых средств за границу.

С какими трудностями приходится сталкиваться таможенным органам в борьбе с контрабандой? Прежде всего, есть проблемы кадровые. В среднем в каждой таможне шесть оперработников.

При этом один из них выполняет обязанности по секретному делопроизводству, другой – по борьбе с контрабандой наркотиков, еще один – с экономическими правонарушениями, особо опасными видами контрабанды – флоры, фауны, оружия и так далее.

То есть обычно по какому-то направлению “рабочий штык” один. Понятно, что шестью оперативниками полностью перекрывать субъект Федерации невозможно.[9]

Список используемой литературы

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/96072/2

Федеральная таможенная служба

Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

1) участие в пределах своей компетенции в разработке мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, и их реализации;

2) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации;

3) организация и непосредственное осуществление оперативно-розыскной деятельности, формирование аппарата конфиденциальных источников, ведение дел оперативного учета по преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов;

4) осуществление общего и непосредственного руководства оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений таможенных органов, контроль и координация такой деятельности в пределах компетенции Главного управления;

5) организация в пределах своей компетенции разработки и исполнения программ и комплексных планов, проведения специальных операций по борьбе с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, в том числе во взаимодействии с другими правоохранительными органами Российской Федерации;

6) контроль соблюдения законодательства Российской Федерации, прав и свобод граждан при осуществлении оперативной деятельности сотрудниками Главного управления, оперативных подразделений таможенных органов;

7) разработка и осуществление системы мер, направленной на повышение эффективности борьбы с преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;

8) проведение оперативно-технических и оперативно-поисковых мероприятий, направленных на  выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие контрабанды и иных преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявление и задержание лиц, их подготавливающих, совершивших или совершающих;

9) взаимодействие в осуществлении возложенных на Главное управление функций с органами государственной власти Российской Федерации, контролирующими органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами;

10) организация и хранение документальных материалов, образующихся в результате оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов в соответствии с нормативными актами, регламентирующими оперативно-розыскную деятельность таможенных органов;

11) реализация системы мер профилактики нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле со стороны участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

12) организация планирования и контроль выполнения планов, подготовки отчетов по итогам оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений таможенных органов;

13) обобщение и анализ сложившейся практики осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями таможенных органов;

14) привлечение в установленном порядке структурных подразделений таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, для проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, а также выявлению и задержанию лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

15) организация и осуществление во взаимодействии с другими правоохранительными органами мероприятий по розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

16) оказание содействия иным правоохранительным органам в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, а также в противодействии коррупции;

17) организация, координация и контроль деятельности таможенных органов по оказанию содействия иным правоохранительным органам в работе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

18) участие в пределах своей компетенции в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

19) организация и осуществление международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок, контроль за их проведением. Осуществление координации и взаимодействия при проведении международных, межрегиональных и иных контролируемых поставок с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

20) организация и ведение централизованных оперативно-справочных учетов и информационно-поисковых систем, оперативно-справочной работы, необходимых для выполнения возложенных на Главное управление функций;

21) сбор, обработка и представление информации руководству ФТС России по направлениям оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов;

22) обеспечение руководителя ФТС России информацией о состоянии, ходе и результатах оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделений таможенных органов при осуществлении ими борьбы с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов;

23) осуществление поиска, накопления и анализа информации об оперативной обстановке в регионах деятельности таможенных органов, создание и использование централизованных оперативно-справочных учетов, собственных программных продуктов, информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения функций Главного управления, подготовка и направление на места ориентировок и методических указаний;

24) информационно-аналитическое обеспечение оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений таможенных органов, осуществляющих борьбу с контрабандой и иными преступлениями, отнесенными к компетенции таможенных органов, обобщение и анализ поступающей информации о состоянии оперативной обстановки, выявление признаков совершения преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

25) оказание методической и практической помощи в организации информационно-аналитической работы в оперативных подразделениях таможенных органов;

26) осуществление полномочий органа дознания по приему и проверке сообщений о преступлениях, оформлению протоколов принятия устного заявления о преступлении и явки с повинной, а также составлению рапортов об обнаружении признаков преступления и производства уполномоченными должностными лицами неотложных следственных действий по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов;

27) участие в составе следственных групп в расследованиях уголовных дел;

28) выполнение поручений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве и отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

29) борьба с контрабандой сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей;

30) борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

31) борьба с незаконным экспортом из Российской Федерации или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконным выполнением работ (оказанием услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники;

32) борьба с невозвращением на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

33) борьба с невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте;

34) борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

35) выявление и пресечение незаконного международного оборота объектов интеллектуальной собственности;

36) выявление и пресечение административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов;

37) взаимодействие с таможенными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также международными правоохранительными организациями;

38) координация деятельности представительств ФТС России за рубежом в сфере исполнения международных запросов по делам об административных правонарушениях и в связи с проведением оперативных проверок. Оказание представительствам ФТС России за рубежом методологической и практической помощи в реализации мер международного правоохранительного сотрудничества;

39) обеспечение координации и взаимодействия с таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, международными компетентными органами в подготовке и проведении совместных оперативных мероприятий, организация и осуществление информационного обмена;

40) оказание содействия деятельности Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам Содружества Независимых Государств «RILO-Москва»;

41) участие в подготовке предложений по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, законодательства Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности. Участие в разработке и совершенствовании нормативных и иных правовых актов, регламентирующих организацию и осуществление оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями таможенных органов;

42) разработка (участие в разработке) проектов федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по направлениям деятельности Главного управления;

43) обеспечение своевременного рассмотрения поступающих в ФТС России предложений, заявлений, жалоб и сообщений должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;

44) согласование назначения заместителей начальников региональных таможенных управлений по правоохранительной деятельности, начальников оперативных таможен и их заместителей, заместителей начальников таможен по правоохранительной деятельности, сотрудников представительств ФТС России за рубежом, на которых возложена организация взаимодействия с таможенными и другими органами по вопросам правоохранительной деятельности;

45) организация подбора и расстановки кадров на службу в оперативных подразделениях таможенных органов;

46) участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;

47) организация специальной учебы по вопросам оперативно-розыскной деятельности;

48) подготовка предложений о привлечении в соответствии с установленным порядком для проработки вопросов, отнесенных к компетенции Главного управления, научных и иных организаций, ученых и специалистов.

49) участие в организации применения и осуществлении контроля за использованием системы управления рисками по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

Источник: http://customs.gov.ru/folder/86311

Контрольная работа: Контрабанда и борьба с ней

Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Введение

1. Контрабанда. Понятие и состав преступления

2. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

3. Пример

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины – “мыта”, которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками.

В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев.

Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей.

Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники.

[attention type=yellow]
Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.
[/attention]

Период участия казачьих соединений в таможенно-пограничной службе принес немало полезного в совершенствовании методики борьбы с контрабандой, которая в дальнейшем успешно развивалась и использовалась пограничниками и таможенниками.

И все же опыт охраны границы при отсутствии единой подчиненности с течением времени показал свою несостоятельность. Вольнонаемные объездчики и надзиратели зачастую потворствовали контрабанде, а то и сами перерождались в контрабандистов.

Подобное наблюдалось и среди казаков.

Становилось все более ясным, что для эффективной борьбы с контрабандой и другими нарушениями границы нужна организованная и жесткая структура.

С 1861 г. Пограничная стража стала комплектоваться рекрутами, а инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры.

Как известно из истории тайных войн, доносы и доносители (осведомители) обычно входили в сферу деятельности специальных служб.

В борьбе с контрабандой, как и в любых других сферах скрытого противоборства, использовались (не могли не использоваться) и открытые (легальные), и тайные (секретные) методы и средства противодействия.

Конец XIX и начало XX в. в России характеризовались активизацией революционного подполья, с одной стороны, и деятельности охранки и полицейского сыска – с другой.

В Одессе, Новороссийске и других городах неоднократно вскрывались попытки контрабандного провоза нелегальной литературы и оружия.

Неизбежное в связи с этим тесное сотрудничество таможенников с органами охранки и сыска внесло соответствующие коррективы в методику борьбы с контрабандой.

Возрождение таможенного дела в Советской России и возобновление механизма борьбы с контрабандой началось с переходом к новой экономической политике. 8 декабря 1921 г. Совнарком утвердил Декрет о борьбе с контрабандой, в соответствии с которым при ВЧК была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой. Аналогичные комиссии организовывались при особых отделах ВЧК при охране границ.

С 23 января 1922 г. пограничная служба и борьба с контрабандой были возложены на Государственное политическое управление (ГПУ). С этого времени и на протяжении всего советского периода истории отечественной таможни борьба с контрабандой со всеми сложностями и тонкостями ее глубинной технологии оставалась прерогативой органов государственной безопасности.

В 80 – 90-е годы прошлого столетия, накануне беспрецедентного взлета в своем развитии и превращения в мощную самостоятельную структуру, российские таможенные органы оказались без собственной специфической (оперативно-розыскной) методики борьбы с контрабандой.

Становление и развертывание остро востребованной деятельности таможенной спецслужбы происходило в конце XX в. фактически заново и небезболезненно. С трудом удавалось преодолевать исторически сложившееся и стойко сохранявшееся ложное представление об оперативно-розыскной деятельности как о чем-то искусственно привнесенном извне в таможенное дело.[1]

1. Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-105051.html

Органы борьбы с контрабандой? Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке

Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Тип работы: Контрольная Предмет: Государство и право

Актуальность исследования.

В современных условиях развития рыночных отношений в России, увеличения внешнеторгового товарооборота, постепенной интеграции экономики страны в мировое хозяйство возрастает роль таможенной политики, как важнейшего инструмента государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Формирование и совершенствование таможенной политики невозможно без учета отечественного и зарубежного исторического опыта выработки и осуществления государством системы экономических, юридических и административных мер, таможенных правил и процедур, составляющих сущность таможенной политики. Интерес к истории таможенной политики обусловлен также усилением значимости таможенных органов в системе государственного управления в настоящее время, расширением их функций.

Целью данной работы является изучение особенностей борьбы с контрабандой в различные периоды развития РФ.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является контрабанда как разновидность таможенного преступления.

В качестве предмета исследования выступает законодательство древнего, дореволюционного и советского периодов, современное уголовное и таможенное и законодательство, положения отечественной науки уголовного права, судебная и следственная практика по уголовным делам о контрабанде и иным таможенным и экономическим преступлениям.

Российское законодательство о контрабанде: история становления и развития

уголовный контрабанда таможенный преступление Оперативно-розыскная составляющая российских таможенных органов имеет свои исторические корни. Она зарождалась и развивалась вместе с отечественной историей борьбы с контрабандой и не является для российского таможенного дела чем-то абсолютно новым, ранее неизвестным.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками.

Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары.

Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием.

Огромный размах приобрела контрабанда в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому — введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства.

Никакие таможенные барьеры, полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу, например, английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, где в основу таможенной политики был положен протекционизм.

Таможенное дело в России ведет свое начало со времен Древней Руси. Порядок взимания распространенной в тот период торговой пошлины — «мыта», которую можно считать предшественницей таможенной пошлины, был четко закреплен в Русской Правде Ярослава Мудрого.

Методы борьбы с контрабандой формировались и оттачивались людьми, приходящими в таможенное дело из различных сфер деятельности со своим опытом, знаниями и навыками.

В эпоху Ивана Грозного уже была широко распространена используемая Тайным Приказом практика осведомительства и доносительства. Легендарный организатор сыска Ванька Каин везде имел своих соглядатаев.

Поставленные на таможенное дело (Большую таможню, Померную избу, Мытную избу, губернские таможни) купцы, целовальники и служивые люди активно использовали сыскной опыт.

Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. За утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно».

В Новоторговом Уставе говорилось об обязанности предъявлять все товары в таможню, купцы должны были представить росписи (списки) провозимых товаров.

В соответствии с представленными купцами росписями, товары тщательно досматривались, после чего составлялся особый документ «выпись», в котором отражались результаты досмотра и суммы начисленных пошлин.

В качестве основного вида наказания за нарушение установленных Уставом запретов выступала конфискация товаров.

Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев.

Таможенная политика во время правления Петра I

Следующий этап в истории развития законодательства, посвященного вопросам таможенной деятельности и организации борьбы с контрабандой относится на начало XVIII века. Развитие внешней торговли, сопровождаемое усилением контрабанды, требовало изменений в организации таможенного дела.

В 1715 году Петром I учреждается Коммерц-коллегия, на которую возлагается руководство таможенным делом. В целях воспрепятствования беспошлинному провозу товаров в 1723 году был издан указ.

Согласно ему на польской границе были выставлены форпостные команды, состоящие из числа военных формирований, в задачу которых входило не только охранять саму границу, но и препятствовать проникновению контрабанды.

Во времена Петра I в таможенное дело широко вовлекался стрелецкий и флотский люд, привнесший в методику борьбы с контрабандистами опыт войсковой разведки с использованием лазутчиков, наблюдателей, дозорных.

Учрежденные Указом Петра I (1723 г.) форпостные команды из состава воинских подразделений регулярно высылались в разъезды с задачами воспрепятствовать контрабанде, охраны границ и задержания беглых людей.

Однако это не могло остановить незаконный провоз товаров, особенно после повышения размера пошлин в 1724 г., тем более что контрабанде потворствовали порой сами таможенные чиновники.

[attention type=yellow]
Неизменно проявлялась закономерность: повышение тарифных ставок резко увеличивало поток контрабанды и число злоупотреблений служебным положением в таможенной среде.
[/attention]

Надо отметить, что для 20-х годов XVIII столетия характерен значительный рост контрабанды, чему во многом способствовало принятие протекционистского тарифа 1724 года, в соответствии с которым пошлины на многие ввозимые товары резко возросли. Одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, восстановленная в 1712 году.

История борьбы с контрабандой в России. Создание военизированной пограничной охраны в первой четверти XIX века

В первой четверти XIX века охрана государственной границы Российской империи осуществлялась двумя линиями обороны. В первой линии находились реестровые казаки. В случае прорыва контрабандистов вглубь территории страны их поиск, преследование и задержание осуществлялись вольнонаемными сотрудниками пограничной стражи.

Однако двойная подчиненность сил, охранявших граничу чрезвычайно отрицательно сказывалась на качестве работы. Опыт работы показывал, что борьба с незаконных переходом границы и контрабандным промыслом более качественно проводится военизированными формированиями. На повестке дня встал вопрос о создании пограничной стражи, формируемой по образцу армии.

Одним из инициаторов создания военизированной пограничной охраны стал министр финансов Е. Канкрин. После поиска и обсуждения организационной структуры военизированной пограничной стражи в 1822 году было принято решение о расформировании Таможенной пограничной стражи и о создании новой Пограничной таможенной стражи.

Формироваться она должна была из воинских полковых чинов, в основном из кавалерийских полков. Размещаться стража должна была на первой линии границы, при этом казачьи полки выводились во вторую линию.

Руководство пограничной стражи на местах осуществляли начальники таможенных округов гражданские чиновники из Департамента внешней торговли. Основной задачей стражи являлась экономическая охрана российских рубеже, то есть борьба с контрабандой. Пограничный надзор стал второй задачей.

Руководящие документы так описывали обязанности Пограничной стражи

— предотвращение переноса и провоза товаров, а также их задержание,

— предотвращение перехода и проезда лиц через границу вне установленных пунктов пропуска,

— недопущение грабежей, буйств и беспорядков на границе,

— осуществление карантинного надзора на определенных участках границы,

— оказание помощи на прибрежных участках морских акваторий, спасение грузов, людей и судов.

Таким образов основные усилия пограничной стражи были направлены именно на защиту экономических интересов Империи.

По Таможенному уставу 1906 г. контрабандой признавались:

1) Ввоз из-за границы помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля товаров иностранных, пошлинных или запрещенных;

2) Вывоз за границу или попытка вывоза помимо таможенных учреждений или хотя и через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля отечественных товаров, запрещенных к вывозу;

3) Выпуск на внутренний рынок поступивших в таможню товаров, запрещенных к ввозу и допущенных к обратному вывозу за границу, но не вывезенных из пределов России.

Борьба с контрабандой в настоящее время

Контрабанда. Понятие и состав преступления

Согласно части 1 статьи 188 уголовного кодекса РФ контрабанда — это перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Источник: https://xptz.ru/organy-borby-s-kontrabandoi-borba-s-kontrabandoi-v-rf-v-xxi-veke/

Органов Российской Федерации в борьбе с контрабандой

Борьба с контрабандой в РФ в XXI веке. Органы, осуществляющие борьбу с контрабандой

Несмотря на наличие достаточного количества правовой литературы и подробное процессуальное регулирование предва­рительного расследования, избранная тема рецензируемой вы­пускной квалификационной работы является очень актуальной и вызывает несомненный интерес.

Правоприменительная деятельность правоохранительных органов РФ показывает, что эффективность и целесообразность произ­водства по уголовным делам, относящимся к компетенции правоохранительных органов, зависит от степени правильности приме­нения должностными лицами уголовно-правовых норм, которые способны обеспечить справедливый баланс личности, общества и государства, а также от их соответствия правопримени­тельной практике.

Имеющееся несовершенство уголовно-процессуального законодательства, регулирующего порядок производства дознания и неотложных следственных действий, зачастую приводит к возникновению спорных ситуаций в ходе уголовного судопроиз­водства, а это, в свою очередь, ведет к снижению эффективно­сти деятельности правоохранительных органов.

Автор блестяще справилась со стоявшей перед ней задачей. работы соответствует теме работы и дипломно­му заданию.

Тема раскрыта очень удачно. Грамотное использование литературных источников по­зволило автору проанализировать теоретические и практиче­ские основы применения должностными лицами правоохранительных органов норм уголовно-процессуального законодательства, и на основе данного анализа выявить проблемы и неточности.

Работа с законодательными актами, нормативными до­кументами и фактическими данными обеспечила анализ особенностей уголовно-процессуальной деятельности правоохранительных органов.

В работе сделан ряд интересных выводов и даны прак­тические рекомендации, при этом автор выделяет основные направления совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление дознания и неотложных следственных действий правоохранительными органами по делам о контрабанде.

В рецензируемой работе Петров Л.С. рассматривает основной комплекс проблем, связанных с реализацией возложенных на таможенные органы полномочий по осуществлению предвари­тельного расследования в форме дознания.

Во введении обозначена актуальность темы исследования, а также определены объект, предмет его цели и задачи, кото­рые обстоятельно и полно раскрыты в главах 1,2.

Первая глава рецензируемой работы посвящена изучению вопросов нормативно-правового регулирования уголовно-процес­суальной деятельности правоохранительных органов Российской Феде­рации, организации правоохранительных органов, а также уголовно-правовой характеристике контрабанды.

Во второй главе рассматриваются вопросы деятельности подразделений дознания правоохранительных органов по возбуждению и расследованию дел, квалифицируемых по ст. 188 УК РФ, а также приведены проблемы уголовно-процессуального законода­тельства и возможные пути их решения.

В заключение суммируются все выводы проведенного иссле­дования, подводится его итог.

Работу отличает грамотная и убедительная аргумента­ция, оригинальность, практическая направленность выводов.

В целом выпускная квалификационная работа выполнена на высоком профессиональном уровне, логично построена, четко прослеживается взаимосвязь рассматриваемых объектов и от­дельных частей работы.

Язык изложения понятен и отражает специфику правового изложения вопросов.

Тема выпускной квалификационной работы раскрыта пол­ностью.

Вывод:

Выпускная квалификационная работа Петрова Л.С. соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, может быть допущена к защите, а автор достоин присвоения квалификации «юрист»

Рецензент:________________________          «___»___________201__г.

                           (подпись)                                        (дата)

Примечание. Рецензия составляется в произвольной форме с обязательным освещением следующих основных вопросов:

•   соответствие содержания работы дипломному заданию;

•   соответствие задания и содержания дипломной работы основной цели – проверке знаний и степени подготовленно­сти студента по своей специальности;

•   полнота и глубина решения поставленных вопросов;

•   грамотность изложения вопросов, стиль записей, качество схем, графиков и других дополнительных материалов;

•   актуальность тематики, достоинства и недостатки ра­боты; использование новейших достижений науки и тех­ники;

•   способность делать грамотные теоретические и практи­ческие выводы из результатов экспериментов (если они предусмотрены заданием);

•   возможности и место практического использования рабо­ты или ее отдельных частей (факультативно);

•   оценка работы;

•   другие вопросы по усмотрению рецензента.

[1] Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1950. С. 145.

[2] СПС «Консультант Плюс».

Источник: https://studopedia.ru/21_44961_organov-rossiyskoy-federatsii-v-borbe-s-kontrabandoy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.