Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Содержание

Тренировка периферического зрения. text доставка Москва

Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Человек воспринимает окружающий мир с помощью центрального и бокового (периферического зрения). Первое отвечает за передачу формы, размеров и яркости объектов, в то время как второе позволяет ориентироваться в пространстве. Тренировка периферического зрения способствует расширению зоны видения и получению большего объема информации.

Для чего требуется зрение периферийное?

Центральное зрение позволяет человеку сформировать приоритетную точку обзора. За его работу отвечают колбочки, расположенные в центре сетчатой оболочки.

Если человек не концентрируется на каком-либо конкретном объекте, то видит общую картину, например, парковый ландшафт со скамейками и деревьями, но при этом не различает деталей предметов: форму листьев, веток и пр.

Благодаря центральному зрению при необходимости он может сфокусироваться на каком-либо предмете и рассмотреть его во всех деталях. Например, присмотреться к одному из деревьев, чтобы определить его породу.

При этом все остальные детали пейзажа выпадают из сектора обзора и воспринимаются как размытый фон благодаря периферическому (боковому) зрению. Приоритетная фокусировка позволяет разгрузить нервную систему человека. Если бы мозг в равной степени считывал всю информацию об окружающих его объектах, сознание и подсознание были бы подвержены колоссальной нагрузке.

Острота периферического зрения значительно ниже, чем центрального. Это связано с тем, что количество колбочек в периферических отделах сетчатой оболочки значительно меньше, чем в центральной.

Работу бокового зрения координируют специальные рецепторы — палочки, расположенные в большей степени по краям сетчатки. Благодаря им мы можем видеть объекты, расположенные на периферии от основного приоритетного объекта фокусировки.

Научно доказано, что область наиболее четкого видения человека составляет 1.5 градуса. В свою очередь, зона ясного видения — 15 градусов, а максимальная зона видения (включая периферию) — 35 градусов.

Чтобы изучить объекты, расположенные за этим сектором, человеку нужно перевести взгляд: изменить его фиксацию или «захват». Таким образом, за одну фиксацию взгляда человек может получить определенный объем информации.

Для чего требуется периферическое зрение:

  • Позволяет ориентироваться в пространстве;
  • Обеспечивает широкий угол обзора до 35 градусов (без детализации на конкретных предметах);
  • Способствует целостному восприятию картинки (сигналы от рецепторов центрального и бокового зрения передаются в головной мозг, где соединяются в целостную картинку).

Следует отметить, что периферический обзор чрезвычайно важен. Если по каким-либо причинам он пропадет, человек не сможет самостоятельно передвигаться, даже при нормальном функционировании центрального зрения.

Для чего требуется тренировка периферического зрения?

Тренировка периферического зрения позволяет несколько расширить зону видения (угол обзора) человека и тем самым увеличить объем данных, получаемых за одну фиксацию взгляда. В первую очередь она будет полезна студентам, школьникам и всем людям, деятельность которых связана с обработкой большого объема текста.

В настоящее время широкой популярностью пользуется методика скорочтения, которая базируется именно на тренировке периферического зрения.

Люди, овладевшие данной методикой, могут усваивать до 500 слов за 1 минуту чтения, в то время как скорость чтения среднестатистического человека варьируется в пределах 180-210 слов. Таким образом, тренировка бокового зрения способствует значительному повышению скорости обработки текста.

Суть методики скорочтения сводится к тому, чтобы уменьшить количество фиксаций взгляда на одной строке текста за счет расширения угла обзора. Нетренированный человек, как правило, видит и воспринимает слова, расположенные только в середине строки.

Для восприятия остальной информации нужен очередной «захват», поскольку эти слова находятся в «темной зоне», вне угла обзора. Методика скорочтения позволяет читателю сразу видеть и воспринимать все слова в строке, фокусируя внимание в ее центральной части. 

Следует отметить, что поле обзора периферического (бокового) зрения и его качество являются изменяющимися величинами. Если целенаправленно тренироваться, можно значительно их повысить.

Выгоды от расширения угла видения неоспоримы, ведь «прокачка» периферического зрения позволяет увеличить объем информации, поступающей в мозг человека за одну фиксацию взгляда.

Это актуально не только в области текстов, но и в повседневной жизни, в особенности для водителей, спортсменов и пр., поскольку позволяет лучше ориентироваться в пространстве.

Кому будет полезна тренировка бокового зрения?

  • Студенты и школьники;
  • Люди, деятельность которых связана с обработкой большого количества текстовых данных;
  • Водителям;
  • Спортсменам;
  • Всем, кто хочет лучше ориентироваться в пространстве.

Тренировка периферического зрения по тибетской методике

Тибетская методика тренировки бокового зрения является достаточно простой и эффективной. Она основана на систематическом выполнении простых упражнений. Тренироваться можно где угодно: дома или на работе — главное, чтобы под рукой были обычные карандаши.

Первый результат не заставит себя ждать. Отзывы многих людей свидетельствуют о том, что уже спустя месяц после начала тренировок боковое зрение становится намного острее и четче. В самом начале занятий очертания карандашей будут нечеткими, что является нормой.

Тренировка зрения по тибетской методике:

Исходная позиция: возьмите по карандашу в каждую руку, соедините их вместе в горизонтальном положении на расстоянии 30 см от глаз. Затем сфокусируйте взгляд на каком-либо объекте вдали. По мере выполнения упражнений продолжайте смотреть на тот же предмет, что и вначале — важно не переводить фокус на руки или карандаши.

  • Медленно разводите руки в стороны до тех пор, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (левой и правой). Верните руки в исходную позицию, чтобы карандаши вновь соединились. Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно поднимайте одну руку вверх, а вторую опускайте вниз, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (верхней и нижней). Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно двигайте левую руку вниз, а правую — вверх — до тех пор, пока карандаши не достигнут границ угла обзора. Повторите упражнение 10 раз, а затем смените направление движения рук. Далее вернитесь в исходную позицию.
  • Очертите взглядом воображаемую окружность вокруг карандашей — сперва по часовой стрелке, а затем — против нее. Повторите упражнение 10 раз.

Тибетская методика является достаточно эффективной. Она позволяет не только развить периферическое зрение, но и основательно укрепить мышцы органов зрения.

Тренировка бокового зрения по таблицам Шульте

Сейчас одной из наиболее популярных методик улучшения качества периферического зрения является система тренировок с помощью таблиц Шульте.

Она появилась более 10 лет назад и использовалась для обучения детей и взрослых скорочтению. Отзывы людей свидетельствую о том, что эти таблицы чрезвычайно эффективны и просты.

Главное в данной методике — это желание развить зрительные способности и системный подход к тренировкам.

В стандартном варианте такая таблица представляет собой квадрат, состоящий из 25 ячеек, в которых на белом фоне хаотично расположены числа от 1 до 25. В процессе тренировки человек должен как можно скорее отыскать их в правильной последовательности (от меньшего к большему).

Нетренированный человек, как правило, тратит на выполнение этого задания достаточно много времени, поскольку его взгляд поочередно фокусируется на каждой из 25 цифр. По мере «прокачки» периферического зрения точка фокусировки постепенно перемещается в центр, и остальные цифры легче определяются без смены фиксации взгляда.

Благодаря этому человек тратит все меньше и меньше времени на выполнение упражнения. Стандартный формат таблицы для новичков содержит 25 ячеек. Однако существуют и другие виды этого простого и эффективного зрительного тренажера.

Для профессионалов разработаны варианты на 100 ячеек (цифры от 1 до 100), а также таблицы с буквенными матрицами (вместо цифр в них нужно искать буквы алфавита). Кроме того, большой популярностью пользуются детские таблицы Шульте на 9 ячеек.

Рекомендации по работе с таблицами Шульте:

  • Располагать таблицу следует на расстоянии 45-50 сантиметров от глаз;
  • Тренироваться желательно в сидячем положении;
  • Фиксировать цифры в таблице нужно только взглядом (не следует проговаривать их вслух);
  • Занимайтесь минимум 3 раза в неделю. Уделяйте тренировке с таблицей примерно 20-30 минут;
  • Старайтесь избегать зрительного переутомления. Если чувствуете, что глаза устают, завершите упражнение раньше времени;
  • При желании занимайтесь онлайн, воспользовавшись специальной программой для генерации таблиц Шульте в неограниченном количестве.

Пользуетесь контактными линзами? Рекомендуем ознакомиться с широким ассортиментом высококачественной продукции от мировых брендов, таких как Air Optix, Acuvue, Soflens, PureVision, Dailies и пр., в интернет-магазине Очков.Нет. У нас Вы сможете выгодно заказать товары и получить их в кратчайший срок!

Источник: https://www.ochkov.net/informaciya/stati/trenirovka-perifericheskogo-zreniya.htm

Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Медленное чтение приводит к тому, что человек постоянно отвлекается, быстро устаёт, а главное — не успевает за растущим объёмом цифровой информации.

Между тем с седьмого класса, то есть примерно в 13–14 лет, мозг готов осваивать более быстрые скорости чтения. Существует несколько приёмов, которые помогут развить навык скорочтения.

Методы и способы скорочтения

Обучение скорочтению поможет ребёнку быстро усваивать информацию и лучше учиться, кроме того, он будет тратить гораздо меньше времени на выполнение домашних заданий. Существуют различные методы и способы обучения скорочтению, которые включают в себя упражнения, работу с таблицами и текстами. В этой статье мы рассмотрим основные приёмы быстрого чтения.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

«Лабиринт»

Ещё одна важная составляющая процесса чтения — способность длительное время концентрировать внимание.

Этот поднавык тренируется с помощью знакомых с детства головоломок-лабиринтов, которые также помогут освоить быстрый способ чтения.

Попробуйте одним только взглядом найти выход из этой ловушки.

Возвратные движения глаз

При чтении мы часто возвращаемся к уже прочитанной части текста. Это отрицательно влияет на понимание и снижает скорость.

Чтобы не перечитывать одно и то же, проводите пальцем или карандашом под строкой в процессе чтения. Выглядит этот приём быстрочтения «по-детски», зато он очень эффективен.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык. А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

Тексты для скорочтения

Для развития быстрого чтения можно использовать специальные тексты для скорочтения. Эти тексты отличаются от обычных и прекрасно подходят для развития быстрого способа чтения.

Например, текст может быть повёрнут от читающего на 90 градусов, написан вверх ногами, либо в нём могут отсутствовать некоторые буквы, которые необходимо отгадывать.

Также при обучении скорочтению используют «зашумлённые» тексты — на такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки». Тексты для скорочтения можно найти в книгах-тренажёрах по развитию скорочтения у детей.

Пример «зашумлённого» текста для скорочтения

Резюме

Регулярные занятия помогут вашему ребёнку освоить навык скорочтения и успешно использовать его в учёбе.

В процессе обучения вы можете обращаться к методикам, о которых мы рассказали в статье, использовать методические пособия, включающие таблицы для скорочтения, упражнения и тексты для быстрого чтения.

Хвалите ребёнка за успехи и мотивируйте его обучиться скорочтению, чтобы открыть для себя новые возможности.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/skorochtenie

Как развить периферийное зрение. Как развить боковое зрение. Для чего требуется зрение периферийное

Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Большинство из вас узнали о безынструментальной детекции лжи благодаря сериалу «Обмани меня», затем кто-то прочел книгу, а может и книги Пола Экмана, возможно прочли Джо Наварро или Аллана Пиза и посчитали, что немного попрактиковавшись, станут «видеть людей насквозь». Большинство даже не предполагали о существовании графологии, оперативной психодиагностике, холодном и горячем чтении и о черепно-лицевом профиле. Если и знали, то не предполагали, что это все используется для детекции лжи. Кто-то знал формулу необихевиоризма, но не знал, что она так же используется в профайлинге. Одного знания мимики не достаточно для оперативного видения всей картины в целом. Кто-нибудь слышал о таблицах Шульте? А ведь навык развиваемый ими является основополагающим для отслеживания мимических действий.

Таблицы Шульте — таблицы, в ячейках которой хаотично размещена определенная информация, зачастую — последовательно идущие числа. В самом стандартном исполнении это одноцветная квадратная таблица в 25 ячеек с хаотично разбросанными числами.

Задача: найти все числа по порядку за максимально короткое время. При грамотном и регулярном выполнении развивается темп восприятия информации и расширяется периферическое зрение.

От развитости которого зависит: увидите ли вы напряжение челюсти (желваки)у своего собеседника или же пропустите, потому что смотрите ему в глаза?

Но как и в тренажерном зале, если вам дадут штангу, а вы будете ее ногами по полу катать, сами понимает, толку будет не много.

Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наибольшего результата вы добьетесь если при тренировке у вас полностью будут отсутствовать горизонтальные и вертикальные движения глазами.

Это сложно и, разумеется, поначалу у вас могут возникнуть сложности с выполнением, но с каждой тренировкой ваш навык будет расти, а трудности исчезать. Главное — стабильные занятия; достаточно уделять таблицам по 15-20 минут в день. После двух-трех недель занятий вы, наверное, почувствуете, что эти таблицы слишком просты для вас. Тогда попробуйте уложенные варианты; двухцветные, многоцветные, асимметричные и т.д.

Не стоит преувеличивать свои знания и умения.

Да, безусловно, в какие-то простые моменты повседневной жизни вам поможет то знание, которое вы получили из сериалов и научно-популярной литературы, к примеру понять что ваш ребенок слукавил, сказав что ничего не задали.

Но для того, чтобы считать себя хотя бы начинающим специалистом нужно посвятить не один год на изучение всех аспектов науки и еще не один год на отработку навыков. Не зря ведь говорят -«Век живи, век учись, а дураком помрешь.»

Узнать больше том как развить свои когнитивные навыки и повысить умственные способности вы сможете из материалов сайта, размещенных в .

6.1. Развитие периферического поля зрения.

6.1.1. Правила работы с таблицами Шульте.

  1. Для тренировок использовать все 8 таблиц .
  2. Находить цифры необходимо беззвучным счетом, т. е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 8 таблиц в любом порядке. Найденные цифры обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 с.
  3. Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком (вспомните упражнение с зеленой точкой и приведенные выше рекомендации).
  4. При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз только в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т. е. примерно 25—30 см.
  5. Время и периодичность тренировок установите сами, помня, что не следует переутомляться.
  6. Когда вы привыкните к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя только поисковые движения взором, т. е. без подтверждения найденной цифры карандашом.

6.1.2. Тренировка с таблицами Шульте.

Ежедневно работать с комплектом таблиц Шульте в соответствии с изложенными правилами. Добиться считывания любой таблицы за время не более 25 с.

6.1.3. Упражнение «Созерцание зеленой точки» .

Как было показано в первом уроке, это упражнение эффективно решает и задачу расширения поля зрения. В отличие от таблиц Шульте оно статическое.

Именно в сочетании динамических тренировок с таблицами Шульте и статического созерцания зеленой точки кроется секрет успеха в тренировке зрительного анализатора, если вы аккуратно в течение всего времени выполняли это упражнение, то на сегодняшний день, наблюдая зеленую точку, вы можете
«в отдельные моменты ясного сознания»
отчетливо видеть почти всю страницу. Мы настоятельно рекомендуем в период тренировок с таблицами Шульте усилить внимание к упражнению «Созерцание зеленой точки». Проанализируйте ваши успехи. Только гармоничное сочетание обоих упражнений поможет решить основную задачу этого этапа тренировок: развитие периферического поля зрения.

6.1.4. Читать ежедневно одну газету, используя вертикальное движение глаз по узким газетным колонкам. У вас уже широкое поле зрения. Нет необходимости скользить глазами по каждой строчке текста. Вы все видите и хорошо понимаете текст. Читайте смелее. У вас обязательно получится.

В заключение прочитайте контрольный текст 6 и определите скорость чтения по формуле . Текст набран в виде узких колонок, что должно значительно облегчить работу. Скорость вашего чтения здесь будет очень высокой.

Показать Текст 6 — Объем 3250 знаков

ОЛИМПИЯ СЕГОДНЯ

Что такое по современным понятиям стадия, давшая имя стадионам мира? Как не попытаться получить ответ на этот вопрос, если судьба предоставила возможность ступить на землю древней Олимпии!Здесь, на стадионе, который насчитывает много веков, можно пройти, так сказать, по следам Геракла, ставшего, по преданию, родоначальником Олимпийских игр. Шестьсот его стоп составили стадию — длину стадиона. Я убедился не без некоторого огорчения, что Геракл был не таким уж богатырем, как нам представляется со школьных лет. Его нога соответствовала сорок третьему размеру. Попробуй Геракл сегодня зайти в магазин «Богатырь », перед ним извинились бы и посоветовали спросить сандалии в обычном магазине. Впрочем, стоит ли удивляться: древние греки, наделившие Геракла сверхъестественной силой, не имели представления о том, что такое акселерация…
В Олимпии довелось познакомиться с Панайотисом Зафейропулосом — хранителем Аллеи Эллинов. Вот что я услышал от него, а позже и в знаменитом музее, где хранятся сто тридцать скульптура и несколько тысяч бронзовых предметов, обнаруженных при раскопках стадиона.В Греции, как и во всем мире, по мере приближения Московских Игр интерес к ним все более возрастает. Местная пресса много пишет о том, как готовится Москва к всемирному спортивному сбору, о ее стройках — стадионах, дворцах спорта, плавательных бассейнах. Приближение Олимпиады-80 стимулирует развитие спорта и в самой Греции. Страна это небольшая. Но имеется в ней неплохие баскетболисты, гимнасты, бегуны. А больше всего греки любят футбол…Мы прошли мимо храма Зевса, Гимнасия, Филлипеона, парламента и приблизились к храму Геры. Стараюсь представить состязания, которые разворачивались на этих ристалищах, и вспоминаю о том, что даже самые жаркие из них никогда не служили разъединению людей. Только миру, согласию и дружбе. Начинаешь с благодарностью думать о мудром законодателе Эллады — Эфите, провозгласившем святое правило: мир во время Олимпиад.А вот та самая точка, на которую скоро будут настроены телеантенны мира. Самая красивая девушка Греции в белой тунике поднесет к небольшому рефлектору факел, и он зажжется от солнечных лучей. Передавая огонь друг другу, тысячи юношей и девушек понесут этот факел по дорогам Греции, Болгарии, Румынии к границам России и далее — в каждой деревне на пути огненной эстафеты встреча олимпийского факела превратится в праздник спорта и товарищества.Помню, как доставляли этот огонь на олимпийские стадионы Рима, Токио, Мехико и Мюнхена, как вспыхнул огонь в чаше монреальского стадиона от лазерного луча, рожденного сигналом, переданным через спутник, переношусь мысленно в Лужники. 19 июля будущего года здесь от факела, доставленного из греческой деревушки Олимпия, загорится пламя которое будет символизировать верность молодежи всего мира олимпийским идеалам мира и дружбы.

Источник: https://mcvdh.ru/zabolevaniya/sfericheskoe-zrenie.html

Тренировка периферического зрения – узнайте лучшие методики развития

Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов — палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120.

Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора.

Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.

Тренировка периферического зрения

Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:

  • форма;
  • цвет;
  • размер;
  • яркость.

Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме — результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением.

Оба этих вида — центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них — размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.

Фоторецепторы зрительной системы

Зачем нужно расширять поле зрения?

Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов — человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы.

Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней.

Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.

Поле обзора периферического зрения и его качество — величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.

Угол обзора периферического зрения

В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения — значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации.

Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста).

Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват».

Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума — фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.

Периферическое зрение помогает в формировании методики скорочтения

Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.

Тибетская методика развития периферического зрения

Другие названия этой методики — астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения.

Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения — обычный карандаш.

Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.

Тибетская методика для развития периферического зрения

  1. Возьмите в каждую руку по карандашу, и, держа их вертикально, сложите вместе. Карандаши должны находиться на уровне глаз на расстоянии в 30 см от лица. Сконцентрируйте взгляд на каком-либо предмете позади их. Карандаши должны находится на периферии обзора и в начале тренировок их контуры будут расплывчатыми.
  2. Медленно отодвиньте карандаши друг от друга, разводя руки в стороны на том же уровне. Увеличивайте расстояние до тех пор, пока карандаши не окажутся по правую и левую границу поля зрения.
  3. Снова медленно сведите руки, пока карандаши не окажутся в исходной позиции. Не стремитесь сделать это быстрее, неторопливость — залог эффективности именно этой тренировки. При всех манипуляциях продолжайте смотреть на тот же предмет, что и в начале упражнения, очень важно не переводить фокус на карандаши или руки. Повторите сведение-разведение не менее 10 раз.
  4. Верните карандаши в исходную позицию. Медленно опускайте одну руку с карандашом вниз, а вторую поднимайте вверх, пока они не достигнут верхней и нижней границы сектора обозрения. Зрение, как и в предыдущем случае, фокусируется на предмете вдали. Повторите не менее 10 раз.
  5. Из исходной позиции двигайте правую руку с карандашом по диагонали вверх, левую — вниз до тех пор, пока они не достигнут границ обзора. После 10 повторов смените направление — левая рука двигается вверх, правая вниз.
  6. Последнее упражнение — верните карандаши в исходную позицию и, не передвигая их, мысленно заключите их в окружность. Очертите взглядом эту воображаемую окружность сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторять не менее 10 раз. Помним, что взгляд не должен фокусироваться на карандашах!

В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.

: Активизация периферического зрения

Тибетский графический символ для развитие периферического зрения

Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами — т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.

  1. Исходное положение — сесть на стул, спина прямая, мышцы спины расслаблены. Символ находится на расстоянии 15 см на уровне глаз.
  2. Сложите ладони вместе в форме чаши и мягко положите на область вокруг глаз, не касаясь глазных яблок, на 60 секунд. Затем уберите руки от глаз.
  3. Глядя на символ, совершайте круговые движения глазами, заключая его в окружность ЗА отмеченными на рисунке точками. Рисуйте окружность сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение того же времени.
  4. Визуально наложите на символ циферблат часов (точки должны встать на местах цифр 12, 2, 4, 6,8 и 10). Перемещайте взгляд по диагонали с точками «2» на «8» в течение 30 секунд, затем повторите то же самое с точками «4» и «10».
  5. Поморгайте несколько раз и накройте глаза ладонями. Тренировка с символом завершена.

Тибетская гимнастика помогает основательно укрепить мышцы глаза

Если вы носите очки или контактные линзы, во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.

Волшебные таблицы Шульте

В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.

Таблицы Шульте — это самая популярная методика развития периферического зрения

Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней — найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее.

Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел — по мере развития периферического зрения оно сокращается.

Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.

Классическая таблица Шульте

Особенности правильной работы с таблицами

  1. Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица — 45-50 см.
  2. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами).

    Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции.

  3. Систематичность — залог успеха.

    Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут — от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет.

    Перенапрягаться тоже не стоит — если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день.

  4. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера.

    Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.

Разноцветная таблица Шульте

: Таблица Шульте

В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:

  • сетки Шульте 10х10 (цифры от 1 до 100);
  • разноцветные таблицы (ячейки окрашены в разные цвета);
  • буквенные матрицы (вместо цифр в таблице нужно искать буквы русского, английского, латинского и т.д. алфавитов).

Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.

Другие методы тренировки периферического зрения

Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.

Еще одно простое и результативное упражнение — наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.

Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.).

Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается — вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.

Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно — прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.

Источник: https://linzopedia.ru/trenirovka-perifericheskogo-zreniya.html

Поле зрения при скорочтении

Для развития периферического зрения таблица. Поле зрения при скорочтении. Несколько важных моментов

Опубликовал Николай Медведев – 13 июня, 2016

Здравствуйте, уважаемые читатели блога «Технологии чтения»!

Два из трех основных физиологических ограничителя скорости чтения мы уже рассмотрели в предыдущих статьях – здесь и здесь.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

*****

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Поэтому УВИДЕТЬ и ПРОЧИТАТЬ — это не одно и тоже. Рассчитывать на фотографическую память не стоит. Можно конечно «сфотографировать» целую страницу, но как выделить смысл.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 — 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем.

С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения»).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но… можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк. Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны. Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям, т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

*****

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Источник: http://tehread.ru/pole-zreniya-pri-skorochtenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.