Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

Основные этапы жизненного цикла автомобиля

Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

ВВЕДЕНИЕ

Автомобиль давно стал одной из основных составляющих жизни людей как при выполнении производственных функций, так и во время отдыха. Основным показателем эффективности работы автомобильного транспорта является производительность автомобилей и себестоимость перевозок.

В себестоимости автомобильных перевозок на долю технического обслуживания и ремонта (автосервис) приходится 12-15%, а от качества их проведения зависит 35-45% себестоимости.

Велики также потери времени на обеспечение работоспособности подвижного состава, приводящие к снижению его производительности.

Расходы на поддержание работоспособности автомобиля в 6-7 раз выше затрат на его изготовление. Особенно значительные затраты (до 70%) приходятся на текущий ремонт, который проводят пока по стратегии ожидания отказа.

Основной причиной таких высоких затрат является недостаточное использование профилактической стратегии, позволяющей предупредить отказы и снизить эти затраты в среднем в 4-5 раз.

Основой для планирования профилактики должны быть закономерности изменения технического состояния элементов автомобилей в процессе эксплуатации.

В условиях жесткой конкуренции автомобилестроительных фирм одним из важнейших условий успешного продвижения автомобилей на рынок стала организация их автосервиса через фирменные автосервисные центры.

Например, фирма “Тоета-мотор” никогда не рассматривала сервис как источник дохода, а считает, что сервис продает автомобили.

В связи с этим, важно рассмотреть основные составляющие автосервиса и условия его эффективности.

В данном учебном пособии рассматривается часть теоретических основ автосервиса, обосновывающих его необходимость, обусловленную закономерным снижением уровня исходной надежности автомобиля в процессе эксплуатации. Приведенные закономерности изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации используются при разработке нормативов автосервиса.

1. МЕСТО АВТОСЕРВИСА В ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ

ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА АВТОМОБИЛЯ

1.1. Основные показатели надежности автомобиля

Надежность является одним из основных комплексных показателей качества автомобиля. Качество – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля к выполнению заданных функций при использовании по назначению [1]. Надежность является сложным свойством, имеющим свои показатели.

Надежность – свойство автомобиля сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонта, хранения [2].

Надежность характеризуется свойствами: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

Безотказность – свойства автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки. Безотказность характеризуется рядом измерителей: вероятность безотказной работы, наработка на отказ, параметр потока отказов и другие.

Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказа автомобиля не наступает. Наработка на отказ – наработка автомобиля от окончания восстановления его работоспособности до его следующего отказа.

Параметр потока отказов – отношение среднего числа отказов за произвольно малую наработку к значению этой наработки (величина, обратная средней наработке на отказ).

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установившейся системе технического обслуживания и ремонта. Признаки предельного состояния оговариваются в технической документации или ограничиваются экономическими критериями или требованиями безопасности, экологичности.

Долговечность характеризуется рядом измерителей: средний ресурс, гамма-процентный ресурс, средний срок службы, гамма-процентный срок службы. Средний ресурс – средняя наработка до возникновения предельного состояния. Гамма-процентный ресурс – наработка в течение которой автомобиль не достигает предельного состояния с заданной вероятностью g, выраженной в процентах.

Средний срок службы – средняя календарная продолжительность от начала эксплуатации автомобиля до перехода в предельное состояние. Для ремонтируемых объектов различают доремонтный, межремонтный и полный (до списания) срок службы.

Гамма-процентный срок службы – календарная продолжительность эксплуатации автомобиля, в течение которой он не достигает предельного состояния с заданной вероятностью g, выраженной в процентах.

Ремонтопригодность – свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению, обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность характеризуется следующими измерителями: среднее время восстановления, средняя трудоемкость восстановления, вероятность восстановления. Среднее время восстановления работоспособного состояния оценивается средним временем от обнаружения до устранения отказа. Аналогично определяется и средняя трудоемкость восстановления работоспособного состояния.

Вероятность восстановления работоспособного состояния – вероятность того, что время восстановления не превысит заданного.

Сохраняемость – свойства объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования. Измерителями сохраняемости обычно служат: срок сохраняемости и вероятность работоспособного состояния после хранения.

Срок сохраняемости – календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования автомобиля (агрегата), в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности и ремонтопригодности в установленных пределах.

Вероятность работоспособного состояния после хранения – это вероятность того, что после заданного срока хранения автомобиль будет в работоспособном состоянии.

Основные показатели надежности определяются терминами, которые имеют также конкретный смысл, рассмотренный ниже.

Работоспособное состояние (работоспособность) – состояние автомобиля (агрегата, узла), при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации. Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния (неработоспособное состояние, неработоспособность).

Неисправное состояние (неисправность) – состояние автомобиля, при котором не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской документации как в отношении основных параметров, характеризующих нормальное выполнение заданных функций, так и в отношении дополнительных параметров, характеризующих внешний вид, удобство и др. Этот термин более общий, чем отказ.

Внезапный отказ – отказ, характеризующийся скачкообразным изменением значений одного или нескольких заданных параметров автомобиля. Обычно внезапные отказы обусловлены или нарушением правил эксплуатации или конструктивно-технологическими недоработками.

Постепенный отказ – отказ, характеризующийся постепенным изменением значений одного или нескольких заданных параметров автомобиля. Обычно постепенные отказы обусловлены изнашиванием, усталостными разрушениями, коррозией и другими процессами изменения технического состояния.

Техническое состояние – совокупность количественных значений параметров, описывающих объект, и качественных признаков автомобилей. Номенклатура этих параметров и признаков, а также пределы допускаемых их изменений устанавливаются документацией на автомобиль.

Предельное состояние – состояние автомобиля, агрегата, узла, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Изменение технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации от номинального до предельного происходит по определенным закономерностям, позволяющим определять сроки и объемы проведения профилактических и ремонтных воздействий и в целом срок его службы и рациональную систему обеспечения работоспособности.

Основные этапы жизненного цикла автомобиля

Автомобиль, как и любой товар, имеет характерные этапы жизненного цикла [3], что схематично показано на рис.1. Эта схема иллюстрирует необходимость постоянного совершенствования конструкции и технологии изготовления автомобилей.

Для конкретного автомобиля после его выхода с завода-изготовителя, предпродажной подготовки, гарантийного пробега начинается эксплуатационно-ремонтный цикл (ЭРЦ), занимающий основную часть времени жизни и на который приходится основная часть трудовых, материальных и финансовых затрат.

Рис.1. Этапы жизненного цикла продукции

Продолжительность этого цикла зависит от соотношения затрат на изготовление автомобиля и на обеспечение его работоспособности в процессе эксплуатации. Кроме продолжительности, важное место занимает и структура ЭРЦ, включающая виды и количество профилактических и ремонтных воздействий.

В настоящее время в нашей стране и во многих других странах принята планово-предупредительная система обеспечения работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации.

Она совмещает две стратегии: предупреждение и устранение отказов.

Поскольку на устранение отказа в среднем расходуется в 5 раз больше средств, чем на его предупреждение, то предпочтительнее остается предупредительная (профилактическая) стратегия.

Согласно основному документу, определяющему систему технического обслуживания и ремонта (ТОиР) автомобилей в России [4], предусмотрены следующие виды воздействий: ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание (СО), текущий ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР). В последние годы все большее распространение получает предупредительный ремонт (ПР), сочетающий в основном профилактическую стратегию, а также ремонтную.

Обычно между конкретными видами ТО существует определенное соотношение. Например, через каждые четыре ТО-1 выполняют ТО-2.

Текущий ремонт обычно выполняется по потребности, то есть при возникновении отказов, поэтому его место в структуре ЭРЦ по наработке не определено.

Аналогичные виды ТОиР используются и за рубежом [5,6] с несколько другими наименованиями и значениями периодичности проведения профилактики, обусловленными иными условиями эксплуатации, надежностью автомобилей и организацией автосервиса.

В развитых автомобильных странах жизненный цикл автомобиля незначителен по продолжительности, что обусловлено многими факторами: состоянием производственной базы автомобильной промышленности, автосервиса, дорог, условий хранения автомобилей, организацией автосервиса, природно-климатическими условиями, уровнем финансовой обеспеченности населения и другими.

Обычно автомобиль проходит два (иногда три) этапа жизненного цикла. Сначала он интенсивно эксплуатируется при высокой надежности в течение 2-3 лет, а затем с существенным снижением цены поступает на вторичный рынок. После этого интенсивность его эксплуатации снижается из-за снижения надежности.

Для легковых автомобилей немаловажное значение для населения имеет престижность автомобиля для соответствия уровню обеспеченности. Второй этап заканчивается обычно к 6-7 году с начала эксплуатации.

После этого автомобили обычно поступают или на предприятия по капитальному ремонту с использованием современных технологий восстановления, или на предприятия по переработке автомобилей (чаще легковые), на которых они разбираются на вторичные материалы.

В России пока этапы жизненного цикла автомобилей несколько отличаются.

Это обусловлено значительным отставанием отечественной автомобильной промышленности как в количественном, так и в качественном отношении, а также существенным отставанием автосервиса как в организационном плане, так и по производственной базе. Это обуславливает значительные сроки службы автомобилей (20 лет) при высоких затратах на обеспечение работоспособности.

Снизить затраты на обеспечение работоспособности автомобилей позволит совершенствование организации автосервиса на основе использования закономерностей изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации, использования современных методов и средств диагностирования, профилактики, ремонта.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2191;

Источник: https://studopedia.net/6_50350_osnovnie-etapi-zhiznennogo-tsikla-avtomobilya.html

3.1.1. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ МАШИН

Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

Деятельность предприя­тия в условиях высокой конкуренции должна быть подчинена постоянному повышению технического уровня и ор­ганизации производства, совершенствованию технологических процессов, выпуску продукции, конкуренто­способной на мировом рынке. Ускорение научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства приводит к необходимости все быстрее обновлять выпускаемую продукцию.

Цикл жизни изделия непосредственно в производстве охваты­вает период от начала промышленного выпуска, его наращива­ния, стабилизации и, наконец, спада выпуска до полного пре­кращения производства данного изделия (рис. 3.1).

Таким об­разом, рассматривая промышленный выпуск новых изделий, можно установить несколько характерных зон от освоения и на­чала промышленного производства до снятия с производства, определяемого появлением более конкурентоспособных  изделий и моральным старением данного изделия.

Зона освоения и начала промышленного производства изделия, как правило, весьма растянута во времени в силу большой сложности самого процесса освоения промышленного производства. Следую­щая зона характеризуется резким увеличением объема выпуска и обычно очень короткая. При этом, как правило, достигается максимальный суммарный экономический эффект.

Третья зона – зона устойчивого стабильного выпуска, максимального по вели­чине.

Если в первой половине этой зоны для поддержания стабильного высокого уровня экономического эффекта необходи­мо осуществлять работы по модернизации изделия, то уже во второй половине этой зоны экономический эффект уменьшается, и необходимо широко развернуть научно-исследовательские и конструкторские работы по разработке новых изделий, заменя­ющих данное.

Наконец, наступают зоны резкого спада выпуска и снятия изделия с производства, когда существенно снижается экономический эффект и возможны даже его отрицательные зна­чения. В этих зонах должна интенсивно вестись подготовка и освоение производства наиболее эффективного варианта нового изделия.

Однако эти зоны не эквивалентны стадиям жизни изделия, так как они не охватывают важнейших периодов, связанных с появлением идеи нового изделия, проведением необходимых ис­следований, конструкторской разработкой, технологической под­готовкой производства.

Поэтому для  комплексного отражения всего существования изделия  от зарождения идеи вплоть до возникновения необходимости его утилизации  при исследовании организационных вопросов используется понятие жизненного циклаизделия.

Это совокупность  взаимосвязанных процессов создания  и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления. Жизненный цикл изделий состоит из целого ряда стадий, этапов и отдельных работ, выполняемых для обеспечения его существования. Жизненный цикл делится на следующие стадии:

· исследование и проектирование;

· изготов­ление, обращение и реализация;

· эксплуатация или потребление.

Более детально примерную схему полного жизненного цикла из­делий отражает рис. 3.2. При возникновении потребности общества, государства в вы­полнении техникой новых функций или в качественно новом уровне их выполнения начинается первый этап жизненного цикла (блок 1) – научно-исследовательские работы (НИР), которые могут носить фундаментальный, поисковый или прикладной характер.

В процессе прохождения этого этапа возникают и проходят всестороннюю проверку новые идеи, реали­зуемые иногда в виде открытий и изобретений.

Теоретические предпосылки решения проблем проверяются путем проведения опытно-экспериментальных работ, которые довольно часто продолжаются одновременно с конструкторскими и технологическими разработками.

Начало следующих этапов связано с изучением результатов НИР, патентными исследованиями по оте­чественным и зарубежным изобретениям, возможностью при­обрести необходимые лицензии.

Вторым этапом (блок 2), выделяемым из непосредственно конструктор­ских работ, является разработка технического задания (ТЗ), осуществляемая разработчиком на основе исходных требований к продукции, предъявляемых заказчиком.

В техни­ческом задании определяются цели и назначение разработки, ос­новные источники (НИР, патенты и т.д.

), технические требова­ния к конструкции, экономические показатели, стадии и этапы разработки с указанием ориентировочных сроков их начала и оконча­ния, порядок контроля и приемки и др.

Разработка технического задания предопределяет возмож­ность начала процесса конструирования,  третьего этапа (блок 3) – проектно-конструкторских работ (ПКР).

Научные идеи в про­цессе конструкторских работ (разработки технического пред­ложения, эскизного и технического проектов, разработки опыт­ных образцов и серий, проведения необходимых испытаний и создания в итоге рабочей документации для промышленного ос­воения) воплощаются в необходимые чертежи и документы, используемые затем на следующем этапе.

В процессе конструкторских работ большое внимание уделяется унификации и стандартизации конструкций, повышению их технологичности,технико-экономической оптимизации вариантов конструкторских решений.  При этом учитываются широкие возможности системы автоматизированного проектирования (САПР).

Четвертый этап (блок 4) – технологическая подготовка и освоение производства (ТПП) в общем случае предусматривает разработку маршрутной и подетальной технологии, проектирова­ние и изготовление специальной оснастки и нестандартного обо­рудования, их отладку и сдачу цехам, организационные меро­приятия по быстрому освоению промышленного производства новой техники. В процессе технологической под­готовки и освоения производства:

· окончательно обеспечивается технологичность подготавливаемого к производству изделия;

· вы­бираются оптимальные степень и характер оснащенности техно­логических процессов;

· исследуются технико-экономические предпосылки их автоматизации, роботизации;

· выбираются и модели­руются организационные методы перехода на выпуск нового из­делия;

· проводятся организационно-плановые расчеты технологических и производственных циклов, оптимальной величины партий деталей, заделов.

Пятый этап (совпадающий со второй стадией) – производство изделия – охватывает, как правило, довольно длительный срок выпуска данного изделия, особенно в условиях крупносерийного или массового производства.

На этой стадии довольно часто с помощью конструкторских и технологических служб проводится частичная модернизация изделия, с тем, чтобы улучшить его эксплуатационные  характеристики,  отдалить  срок  его  морального старения.

Для ряда изделий особо выделяется шестой этап – реализа­ция, включающий хранение, транспортировку, монтаж и от­ладку изделия.

Седьмой этап (четвертая стадия) – эксплуатация – период использования изделия, когда оно дает экономический или иной положительный эффект от вложенных в его разработку и по­становку на производство средств.

И, наконец, восьмой этап – утилизация изделия – стал весьма актуальным в связи с большим вниманием, которое уделяется в настоящее время решению экологических проблем, ликвидации загрязнения окружающей среды. Необходима четкая система утилизации и переработки отработавшей свой век техники.

Для исследования жизненных циклов машин создано про­граммное обеспечение комплекса расчетов: алгоритмы, блок-схемы и программы (в частности, основанные на методах рег­рессионного анализа), прошедшие практическую проверку в раз­личных отраслях машиностроения.

Источник: http://libraryno.ru/3-1-1-zhiznennye-cikly-mashin-ekon_org_proizv/

Этапы жизненного цикла машины

Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

2. Этапы жизненного цикла машины

Определение потребности, планирование, проектирование и конструирование, изготовление, испытание, хранение, транспортировка, эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание, утилизация.

Новая техника – слишком дорогое мероприятие, для того, чтобы заниматься ее приобретением «от нечего делать» или потому, что так «левая нога хочет». Она вызывается к жизни только очень серьезно обоснованной потребностью.

Потребность в новой технике возникает при необходимости модернизировать производство (увеличить его объем, внедрить более прогрессивный техпроцесс) или освоить новый вид продукции.

Важно правильно определить объем потребности [5].

Планирование новой техники следует рассматривать как часть научно-исследовательской работы, направленной на подбор и подготовку исходного материала, который необходим для разработки ТЗ на проектирование.

При краткосрочном планировании (на 5 – 10 лет) следует оценить перспективный уровень развития конструкции создаваемой машины.

При среднесрочном и долгосрочном планировании (на 20 – 30 лет) необходимо определить значимость имеющихся новых открытий и изобретений, цель и техническую стратегию [8].

В процессе планирования следует установить: -функциональное назначение машины; -основные технико-экономические параметры; потребность и предполагаемый объем изготовления; -новые материалы и виды заготовок; -новые техпроцессы, потребность в оборудовании и технологической оснастке; -новые формы и методы организации и управления производством; эффективность (экономическая или иная) от создания новой машины.

Методы планирования:

-метод экстраполяции – применяется при краткосрочном планировании;

-метод экспертных оценок – применяется, если нет систематизированной информации о прошлом или когда научно-техническое развитие в значительной степени зависит от принимаемых решений, а не от технических возможностей;

-метод моделирования, в основу которого должно быть положено целесообразное прогнозирование процесса развития конструкции в будущем (математическое моделирование).

При проектировании и конструировании разрабатывают графические (чертежи, схемы, графики и т.п.) и текстовые (пояснительные записки /ПЗ/, расчеты /РР/, спецификации и т.п.) конструкторские документы. Они должны определять состав и устройство проектируемого изделия и содержать данные, необходимые для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

Процессы изготовления и испытаний машин взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В общем и достаточно ответственном случае серийному изготовлению предшествует изготовление, отладка и доводка опытного образца машины, его промышленные испытания, внесение в конструкцию выявленных в ходе испытаний изменений, государственные испытания и приемка опытного образца.

Далее в процессе освоения новой машины следует изготовление технической документации головной серии, изготовление головной серии и ее промышленные испытания. Вслед за этим разрабатывают серийную документацию, подготавливают производство к серийному выпуску и, наконец, организуют серийный выпуск.

Серийно выпускаемые изделия после схода с конвейера подвергают испытаниям (массовым или выборочным) для объективной оценки надежности и качества изготовления. Так, серийно выпускаемые автомобили подвергают обязательной обкатке в объеме 100% серии.

Для проведении испытаний как метода контроля должны быть описаны

-методы отбора образцов (проб);

-оборудование, материалы и реактивы;

-подготовка к испытанию;

-проведение испытаний;

-обработка результатов.

Изготовленное изделие не сразу может быть реализовано или после немедленной реализации не сразу запущено в эксплуатацию. В этом случае изделие должно храниться. Для правильного хранения необходимо:

-создать условия хранения продукции на складах (в хранилищах), обеспечить сохранность ее качества и товарного вида;

-определить место хранения (навес, закрытый склад, отапливаемое помещение и т.д.);

-обеспечить защиту продукции от влияния внешней среды (влаги, солнечной радиации, вредных испарений, плесени, грызунов и др.);

-определить (при необходимости) температурный режим хранения; требования к срокам периодических осмотров хранимой продукции, регламентным работам; предпочтительные методы консервации и косервационные материалы.

Для доставки на склад или потребителю изделие необходимо транспортировать. Это предполагает выбор приемлемого транспортного средства (своим ходом, крытые или открытые вагоны, трюмы или палубы судов, воздушный транспорт и т.п.), способы крепления и укрытия изделий на этих средствах и т.п. Судя по мемуарам академика А.Н.

Крылова, это очень ответственная работа.

Для сохранения качества и количества продукции необходимо определить особенности ее погрузки и выгрузки, а также требования к обращению с продукцией после транспортирования (необходимость выдержки в нормальных условиях после транспортирования при отрицательных температурах, порядок расконсервации и т.п.).

Период эксплуатации (использования по прямому назначению) изделия начинается со дня его ввода в действие и заканчивается при наступлении предельного состояния, обусловленного либо снижением эффективности, либо требованиями безопасности. При этом должны неукоснительно соблюдаться:

-правила и требования, отражающие особенности обращения с изделием на всех стадиях эксплуатации;

-правила предосторожности, которые необходимо соблюдать во время подготовки изделия к работе и при его работе, квалификационные требования к персоналу, обеспечивающие выполнения этих правил;

-требования к месту, где будет установлено изделие для временной или постоянной эксплуатации;

-операции по установке изделия на месте эксплуатации;

-рекомендации по защите изделия от внешних воздействий (атмосферных явлений, газов, электромагнитных полей и т.д.);

-правила и порядок заправки изделия топливом, смазочными материалами, жидкостями, газами и т.д.;

-правила настройки и регулирования изделия;

-состав обслуживающего персонала и других специалистов;

-наиболее эффективные режимы работы изделия;

-правила измерения параметров, регулирования и настройки изделия;

-правила проверки технического состояния изделия с целью установления его пригодности для дальнейшего использования по прямому назначению.

Поддержание работоспособного состояния изделия в течение всего срока эксплуатации обеспечивается за счет ремонтов и технического обслуживания, предназначающихся для обнаружения и устранения неисправностей и отказов (любых вынужденных остановок /см. выше/). Ремонты бывают текущие и капитальные, их периодичность устанавливается для каждого конкретного изделия в соответствии с опытом его эксплуатации. Техническое обслуживание изделия проводится:

-при подготовке к работе, хранению, транспортированию;

-для изделий, работающих по прямому назначению, находящихся на кратковременном и длительном хранении или транспортируемых;

-после использования (работы) изделия или транспортирования.

Изделия, исчерпавшие ресурс долговечности, подлежат утилизации. Дословно этот термин означает – употребление с пользой.

При этом должен соблюдаться дифференцированный подход: металлоконструкция, как правило, отправляется в металлолом; отдельные не исчерпавшие ресурса детали, узлы или агрегаты – для дальнейшего использования в других аналогичных изделиях (подменный фонд, запчасти); радиоактивные детали подлежат захоронению.

… широкозахватные сельскохозяйственные машины и агрегаты, в том числе предназначенных для тракторов класса 3. 1. Обоснование тягово–энергетической концепции трактора 1.1 Исследование путей повышения производительности сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов Проведенные авторами исследования путей повышения производительности сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов …

… пара, газа, шума, вибрации поражение электрическим током; использование предохранительных средстви блакировочных устройств и другие мероприятия, обеспечивающие создание безопасных условий труда.

Типовые требования должны учитываться не только при проектировании и постройке новых машин, механизмов и подвижного состава, но и при их модернизации, а также производстве заводского ремонта. Периодически .

..

… этого полная готовность и окончание ремонта технических средств, задействованных на этих работах, должна быть закончена на 10-15 дней раньше начала работ на случай изменения сроков прихода весны.

Сезонное техническое обслуживание машин и механизмов и сроки их проведения также приурочены к периоду перехода среднесуточной температуры воздуха отметок +4 оС, +5 оС. В первой декаде мая среднесуточная …

… возникают при падениях отдельных грузовых мест (ГМ), соударениях грузов в процессе выполнения ПРР, под воздействием вибраций и колебаний ПС при неустановившихся режимах вождения.

Физико-химические свойства характеризуют состояние груза, его способность вступать во взаимодействие с окружающей средой, вредно воздействовать на ПС, складские емкости, ПРМ, другие грузы, а также на здоровье людей. …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/191713/1

Основные этапы жизненного цикла машин

Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

Машина (автомобиль), как и любой товар, имеет характерные этапы жизненного цикла [51], что схематично показано на рис.1.2. Эта схема иллюстрирует необходимость постоянного совершенствования конструкции и технологии изготовления автомобилей.

На этапе исследований и разработок изучаются потребности рынка, современные тенденции развития машин, разрабатывается конструкция и технология изготовления, выпускаются опытные экземпляры, начинается реализация продукции. Этот период в целом убыточен.

На этапе внедрения разворачивается выход на рынок, развивается сервис машин, на что затрачиваются определённые средства. К концу этого периода, как правило, заканчивается период убыточности. На этапе роста завоёвывается рынок, растёт сбыт, прибыль достигает максимума.

Этап зрелости характеризуется достижением максимума сбыта и его снижением, а также снижением прибыли из-за дополнительных затрат на работу с конкурентами.

Завершающийся этап спада характеризуется значительным снижением сбыта и прибыли из-за изменения ситуации на рынке и усилия конкурентов.

Рис.1.2. Этапы жизненного цикла продукции: 1 – этап исследований и разработок; 2- этап внедрения; 3 – этап роста; 4 – этап зрелости;

5 – этап спада

Для исключения убыточных периодов фирмы-изготовители совершенствуют свою продукцию с наложением этапов жизненных циклов последующих моделей машин. Это схематично показано на рис. 1.3.

Обычно на этапе роста в момент достижения максимальной прибыли начинается этап исследований и разработок для следующей модели машин.

Таким образом, в целом обеспечивается длительная стабильная, прибыльная работа фирмы-изготовителя.

Для конкретного автомобиля после его выхода с завода-изготовителя, предпродажной подготовки, гарантийного пробега начинается эксплуатационно-ремонтный цикл (ЭРЦ), занимающий основную часть времени жизни и на который приходится основная часть трудовых, материальных и финансовых затрат.

Продолжительность этого цикла зависит от соотношения затрат на изготовление автомобиля и на обеспечение его работоспособности в процессе эксплуатации. Кроме продолжительности, важное место занимает и структура ЭРЦ, включающая виды и количество профилактических и ремонтных воздействий.

Рис. 1.3. Схема наложения жизненных циклов машин

Сервис техники (машин, оборудования) также имеет свой жизненный цикл. Отличительной его чертой является несовпадение с этапами жизненного цикла машин.

В то время, когда машины находятся на этапе зрелости, цикл сервиса находится в начале этапа роста. Около 70% доходов от реализации сервисных услуг компании получают тогда, когда продажа самих машин пошла на спад.

Различие в жизненных циклах машин и их сервиса схематично показано на рис. 1.4.

Машина (автомобиль, трактор) может иметь жизненный цикл 8-12 лет, а жизненный цикл её сервиса может достигать 50-80 лет. При этом до 70% доходов от реализации сервисных услуг приходится на этапы зрелости и спада. В целом доходы за жизненный цикл сервисных услуг превышают доходы от реализации машин за их жизненный цикл в 4-5 раз.

В настоящее время в нашей стране и во многих других странах принята планово-предупредительная система обеспечения работоспособности автомобилей в процессе эксплуатации.

Она совмещает две стратегии: предупреждение и устранение отказов.

Поскольку на устранение отказа в среднем расходуется в 5 раз больше средств, чем на его предупреждение, то предпочтительнее остается предупредительная (профилактическая) стратегия.

Рис. 1.4. Различия в жизненных циклах машин (1) и их сервиса (2)

Согласно основному документу, определяющему систему технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) автомобилей в России [136], предусмотрены следующие виды воздействий: ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание (СО), текущий ремонт (ТР), капитальный ремонт (КР). В последние годы все большее распространение получает предупредительный ремонт (ПР), сочетающий в основном профилактическую стратегию, а также ремонтную.

Обычно между конкретными видами ТО существует определенное соотношение. Например, через каждые четыре ТО-1 выполняют ТО-2.

Текущий ремонт обычно выполняется по потребности, то есть при возникновении отказов, поэтому его место в структуре ЭРЦ по наработке не определено.

Аналогичные виды ТО и Р используются и за рубежом [97] с несколько другими наименованиями и значениями периодичности проведения профилактики, обусловленными иными условиями эксплуатации, надежностью автомобилей и организацией автосервиса.

В развитых автомобильных странах жизненный цикл автомобиля незначителен по продолжительности, что обусловлено многими факторами: состоянием производственной базы автомобильной промышленности, автосервиса, дорог, условий хранения автомобилей, организацией автосервиса, природно-климатическими условиями, уровнем финансовой обеспеченности населения и другими.

Обычно автомобиль проходит два (иногда три) этапа общего срока службы. Сначала он интенсивно эксплуатируется при высокой надежности в течение 2-3 лет, а затем с существенным снижением цены поступает на вторичный рынок. После этого интенсивность его эксплуатации снижается из-за ухудшения показателей надежности.

Для легковых автомобилей немаловажное значение для населения имеет престижность автомобиля для соответствия уровню обеспеченности. Второй этап заканчивается обычно к 6-7 году с начала эксплуатации.

После этого автомобили обычно поступают или на предприятия по капитальному ремонту с использованием современных технологий восстановления, или на предприятия по переработке автомобилей (чаще легковые), на которых они разбираются на вторичные материалы.

В России пока этапы жизненного цикла и срока службы автомобилей несколько отличаются.

Это обусловлено значительным отставанием отечественной автомобильной промышленности, как в количественном, так и в качественном отношении, а также существенным отставанием автосервиса, как в организационном плане, так и по производственной базе. Это обуславливает значительные сроки службы автомобилей (20 лет) при высоких затратах на обеспечение работоспособности.

Снизить затраты на обеспечение работоспособности автомобилей позволит совершенствование организации автосервиса на основе закономерностей изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации, использования современных методов и средств диагностирования, профилактики, ремонта.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 174 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-30652.html

Жизненный цикл товара в маркетинге: его этапы и виды, примеры ЖЦТ

Этапы жизненного цикла машины. Циклы развития товара

Обновлено 21 января 2019

Каждый товар, независимо от сферы производства, обладает определенным жизненным циклом. Каждая его стадия определяет получаемую прибыль и объем продаж компании.

Цикл товара заканчивается, когда он устаревает – появляется более дешевый или усовершенствованный продукт. Теория жизненного цикла является универсальной в маркетинге.

А знание особенностей конкретного товара помогает разрабатывать стратегии, которые приносят наибольшую выгоду для производителя.

Что такое жизненный цикл

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) характеризуется продолжительностью его обращения на рынке. Начинается с момента первой продажи и заканчивается полным прекращением реализации.

В качестве стадий жизненного цикла выступают:

  • Этап внедрения на рынок.
  • Этап роста продаж.
  • Этап насыщения рынка.
  • Этап спада объема продаж.

Жизненный цикл продукта не совпадает с производственным, включающим 5 этапов. Первым из них является разработка (НИОКР, исследовательские и прочие разработки на стадии внедрения технологий).

Концепция жизненного цикла товара

Концепция жизненного цикла товара в маркетинге применяется постоянно. Является фундаментальной теорией, построенной на базе исследований различных товаров и психологии потребителя.

Впервые о концепции заговорил Теодор Левит, американский экономист. Он оформил концепцию естественного замещения товара (старого на новый) и предложил обоснование этому процессу. Основой теории послужил тезис о том, что любой продукт, каким бы популярным он ни был, со временем уйдет с рынка.

Новые потребности покупателей заставят производителей усовершенствовать продукт либо вовсе отказаться от производства (конкуренты, малая прибыль, перенасыщенность рынка, ненужность товара). Т. е. каждый продукт ограничен временными рамками продаж. Исключение составляют лишь «вечные» товары, технология производства которых не меняется веками (монополистические отрасли).

Основные постулаты теории гласят:

  • Срок жизни товара ограничен его актуальностью на каждом временном отрезке времени.
  • ЖЦТ характеризуется различными стадиями, для которых применяются отличные стратегии продвижения.
  • Каждая стадия характеризуется отдельной динамикой прибыли и объемом продаж (кривые ЖЦТ).

Современные маркетологи доработали теорию и представили ЖТЦ различных товаров:

  • Цикл жизни большого класса продуктов. Имеет длительную стадию зрелости (станки, оборудование, безалкогольные напитки).
  • Цикл жизни вида продуктов. Зависит от отрасли и конкретного производителя (любой класс товара, взятый в отдельности).
  • Цикл жизни способов применения продукции. Скоротечен по времени. Как только найдется возможная последняя отрасль применения продукта, продажи сократятся.
  • Цикл жизни марок товаров. Наиболее долговечен тот продукт, который пользуется доверием у покупателя.

Концепция Левита была продолжена экономистом Раймондом Верноном. Он оформил идею международной торговли в свою теорию жизненного цикла (освоение нового продукта, зрелость и стандартизация). При помощи теории он объяснил, как внешнеторговые связи сказываются на прибыли США, и каким образом инновации способны обеспечить лидерство в сегменте.

Внедрение на рынок — размещение

Стадия подразумевает начало старта продаж с неопределенным результатом. Запуск реализации массовых товаров бывает неудачным в 35-45% случаев, промышленных – 20–35%, услуг – 15–18%. На этой стадии потребитель еще не знаком с товаром. А ожидаемая прибыль рассчитывается, исходя из ожиданий маркетологов (производителей).

Стадия роста и развития

Стадия роста наступает после достаточно продолжительного периода регулярных продаж. Это означает, что потребитель признал товар или его устраивает качество.

Производитель же, в свою очередь, расширяет ассортимент и номенклатуру при необходимости. В других случаях достаточно оценки качества продукции и сервиса.

На этом этапе выстраивается стратегия полного захвата рынка для получения максимально возможной прибыли.

Стадия зрелости — насыщенности

Стадия зрелости предполагает снабжение продуктом большинства покупателей целевой группы. Производитель ищет новые каналы сбыта. Это возможно благодаря снижению цены, выход на смежные рынки (партнерские), поиску новых применений продукции у другой целевой аудитории или использованию технологии для производства другого товара.

Объем продаж стабилен ввиду высокого качества товара. Его перепродают посредники и индивидуальные предприниматели. Но продажи постепенно сокращаются. Здесь важно выявить стадию пиковых продаж и сменяющую ее стадию спада, чтобы издержки производства окупились, а продукция было выкуплено до полного насыщения рынка и не застаивалась на складах.

Стадия спада

Стадия упадка, как правило, характеризуется медленным сокращением объема продаж. Доход поступает от вновь поступивших заявок (покупок, сделок) и новых сегментов сбыта. Стабилизируется постоянный объем продаж. Особенно это касается товаров повседневного спроса и товаров первой необходимости.

Чтобы получить прибыль на этом этапе, предприятия решают – бороться за место под солнцем (совершенствовать товар, выпускать новинки той же категории) или перейти в другую отрасль и диверсифицировать производство. Для товаров периодического спроса (техника, разовые услуги, развлечения) стадия упадка может означать полное прекращение деятельности.

Отличить один этап от другого поможет динамика прибыли и объема продаж:

  • Фаза роста: норма прибыли – повышенная, объем продаж – прогрессирующий.
  • Фаза зрелости: норма прибыли и объем продаж соответствуют внутриотраслевым (средним).
  • Фаза упадка: показатели снижаются в сравнении со среднеотраслевыми и внутрифирменными показателями прежних периодов.

Модель жизненного цикла товара: недостатки

  • Несмотря на фундаментальность концепции и возможности ее применения в любых сферах с учетом инноваций, жизненный цикл товара не может быть определен математическим моделированием. Никто не знает, как поведет себя потребитель завтра.
  • Теория ЖЦТ не используется при управлении бизнесом. Не учитывается при планировании и прогнозах.

    Не является точкой опоры в принятии решений.

  • Используется в качестве ретроспективного анализа деятельности фирмы (объем продаж и прибыли в динамике).
  • Сложно определить период наступления фазы. Кривые ЖЦТ (графики в системе координат «продажи–период») не характеризуют точного направления продаж – «вверх–вниз» – на конкретную дату.

Модель жизненного цикла товара: применение

  • Прогнозирование динамики продаж нового товара. Применяется при планировании общих маркетинговых задач в купе с анализом рынка и конкурентов.
  • Используется в анализе аналогичных товаров конкурентов.

    Дает возможность сравнения темпов продаж и прибыли, выявить преимущества и слабые стороны деятельности.

  • Управление ассортиментом. Применяется для принятия решения о необходимости расширения ассортимента или замене на другой товар.

  • Управление товарными запасами. Позволяет управлять складскими мощностями и высчитывать необходимые для каждой стадии объемы производства и запасов.
  • Управление разработкой новых товаров.

    Позволяет прогнозировать период, в котором необходимо разработать продукт-заменитель, аналог с новыми функциями (стадия насыщения).

5 базовых кривых ЖЦТ

Традиционная кривая жизненного цикла товара характеризует объем продаж и прибыли за определенный промежуток времени, включающий все стадии реализации. Для ее построения необходима статистика предприятия по продукту.

Также есть дополнительные виды кривых, которые характеризуют спрос на товар в зависимости от стратегии продвижения или других управленческих решений (инновации, конкурентная борьба, обвал цен).
Наиболее распространенными являются следующие модели.

Кривая «БУМ»

Описывает высокий спрос на продукцию в течение длительного времени. Продажи и прибыль стабильны. Характеризует популярный вид товара. Такой товар не переходит в стадию зрелости и спада в среднесрочной перспективе. В качестве примеров можно привести продукцию компании Apple, газированный напиток Сoca-Сola.

Кривая «Плато» или кривая «рост–спад»

Такая кривая характеризуется быстрым ростом и быстрым спадом спроса, но продажи постоянно продолжаются в стадии зрелости. График характеризует качественный товар, который получил доверие покупателя.

Рассматривается также влияние модных тенденций. В стадии зрелости товар используется консерваторами или покупателями, у которых появились свободные средства для приобретения.

В пример можно привести солнцезащитные очки Ray-ban, одежду Adidas, планшеты и другие гаджеты.

Кривая «Сезонность» или кривая с повторным циклом

Кривая характеризует возобновляемый спрос через определенные промежутки времени. В наибольшей степени характеризует сезонные товары, а также товары периодичного спроса.

В стадии зрелости и спада кривая отклоняется то вверх, то вниз, образуя повторный цикл. Спрос на такие товары провоцируется модой (ностальгией по старым временам) либо сезоном.

Примером служит ретро-одежда, крема против загара, резиновые сапоги или средства индивидуальной защиты при постоянных пожарах.

Кривая «Гребешок» или кривая новых подъемов

Описывает волнообразный рост спроса в стадии зрелости. Характеризует качественный товар, который покупает все большее количество потребителей. Они довольны качеством и сервисом. А значит компания проводит оценку результатов своей деятельности, модернизирует ассортиментный ряд, выпускает модификации, тем самым, продлевая стадию зрелости.

В пример приводят консорциум автомобилей BMW. Новые покупатели приобретают авто ввиду надежности и современного дизайна и тюнинга. Другим примером является чулочная фабрика, способная наращивать темпы продаж благодаря частым закупкам, которые увеличиваются в зимний период. У этих товаров гребешковая кривая, описывающая пик и спад продаж, но растущая в динамике.

Кривая «Провала»

Характеризует неудачный товар, который после старта продаж перестал покупаться. У такого товара отсутствует стадия роста и зрелости. Кривая говорит о том, что покупки совершались для пробы в незначительных объемах.

Качество или свойство товара не устроили покупателя. Поэтому повторные покупки не производились, а продажи резко сократились.

В качестве примера приводят лекарственные средства, у которых есть более дешевые или эффективные аналоги.

Как продлить жизненный цикл товара

Продление жизненного цикла товара возможно на любых стадиях. Производится на усмотрение руководства фирмы при наличии объективных причин. Исключением является стадия внедрения. Затягивание этапа производится отложенно, когда первоначальные разработки будут использованы в дальнейшем (концепция, ассортиментный ряд, заменители, программы лояльности, партнеры).

Стадию роста продлевают за счет изменения дизайна, комплектности и характеристик, свойств, функций продукции. То есть используют производственные рычаги и возможности.На стадии насыщения продление цикла осуществляется путем модернизации и модификации продукта.

На стадии зрелости повысить продажи позволяет маркетинговая программа, разработка коммерческих предложений для клиентов и создание нового продукта.

Источник: https://reklamaplanet.ru/marketing/zhiznennyj-tsikl-tovara

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.