Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Содержание

Резервы организма

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Организм человека представляет собой удивительно сложную систему, которая имеет практически неограниченные возможности.

При необходимости человек может адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающей среды, например, к высокой или низкой температуре, к повышенным физическим нагрузкам и даже к стрессам, с которыми в той или иной мере связана практически любая трудовая деятельность. 

Все знают, что адаптированный организм в ситуациях чрезвычайного напряжения или в случае сильной мотивации способен показать особенную функциональную активность, которая в спокойном состоянии для него недоступна. Это говорит о том, что у каждого человека существуют функциональные резервы организма, которые часто активизируются в моменты воздействия негативных факторов.

Принципиальные положения о резервах организма

Стоит заметить, что изучение функциональных резервов организма играет важную роль в различных областях, таких, как, например, физиология спорта, охрана труда и здоровья и т.д. Это позволяет правильно оценить возможности человека с целью сохранения и улучшения его здоровья. 

Что касается нашей страны, то впервые о таком понятии, как функциональные резервы организма, заговорил известный академик Л.А.Орбели в 30-х годах прошлого века. Он утверждал, что каждый человек имеет скрытые или так называемые резервные возможности, которыми можно пользоваться тогда, когда организм попадает под воздействие негативных факторов. 

Резервы организма включаются по нарастающей

Наш организм устроен таким образом, что его резервы включаются не одновременно, а поочередно, по нарастающей. Сначала активизируется около 30% от абсолютных возможностей, которыми обладает человек.

Это свидетельствует о выходе из спокойного состояния. Далее, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, организм запускает свои резервы на 30-65%.

Включение резервов происходит за счет нейрогумолярных влияний, а также благодаря эмоциям и волевым усилиям человека. 

Максимальные резервы организма запускаются тогда, когда человеку приходится бороться за жизнь. Запуск последней очереди резервов, скорее всего, происходит под действием безусловных рефлексов.

Часто люди в таком шоковом состоянии совершают вещи, на которые они в обычном состоянии не то, что неспособны, а даже подумать не могли бы, что когда-то такое сделают.

Когда становится вопрос о сохранении своей жизни, человек может проявить удивительные физические возможности, например, очень быстро бежать, прыгать, и т.д. Понятное дело, что повторить то же самое в нормальном состоянии не представляется возможным. 

Если же человек постоянно пребывает в экстремальных условиях, например, его работа связана с опасностью или же он является спортсменом, который часто участвует в соревнованиях, диапазон резервных возможностей, как правило, снижается. 

Резервы организма можно и нужно повышать

Одной из основных задач человека является повышение своих физиологических резервов. Еще в 1890 году известный ученый И. П. Павлов сумел доказать, что когда человек израсходует свои физиологические резервы, со временем они восстанавливаются, причем не только до исходного уровня. С каждым разом эти резервы растут. 

Отсюда выходит важность регулярных тренировок. Это могут быть различные физические упражнения, если речь идет о спортсменах, или специализированные психологические тренинги. Цель у таких тренировок одна – расширить функциональные резервы организма. 

Биологический смысл тренировок огромен. Повторные нагрузки приводят к тому, что организм получает суперкомпенсацию в виде повышения резервов организма. Таким образом, человек становится сильнее психологически и физически, выносливее и быстрее, то есть расширяет свои физиологические резервы. 

ролики и передачи в СМИ с участием наших специалистов

Функциональные резервы организма подразделяются на несколько видов – биохимические, физиологические и психологические. 

Биохимические резервы не зависят от желания человека, так как они работают на клеточном уровне, поддерживая гомеостаз организма, то есть стабильность состояния. 

Психологические резервы человека – это выдающиеся особенности психики, которые проявляются в мышлении, в памяти, в эмоциях, во внимательности, в реакции и т.д. Именно психологические резервы определяют тактику поведения в экстремальных ситуациях. 

Физиологические резервы организма отвечают за возможности органов работать таким образом, чтобы в стрессовой ситуации организм оптимально функционировал, обеспечивая эффективную деятельность человека.

Например, когда человек занимается тяжелой физической работой, минутный объем крови возрастает в 8 раз, в 10 раз увеличивается легочная вентиляция, потребляется большое количество кислорода, сердце начинает работать в усиленном режиме.

Это значит, что организм активизировал свои физиологические резервы для того, чтобы человек смог осуществить определенные действия. 

Стоит заметить, что функциональные резервы – это очень сложная система, в основе которой находятся биохимические резервы, а управляют этой системой резервы психологические, без позволения которых не смогут запуститься физиологические резервы. Проще говоря, если в экстремальной ситуации человек растеряется или впадет в панику, он не сможет проявить свою силу, скорость или выносливость, даже если будет профессиональным спортсменом. 

Конечно, каждый из нас способен проявить удивительные способности в экстремальных ситуациях. Именно поэтому нужно стремиться к расширению своих функциональных резервов. И только тогда вы поймете, что возможности человеческого организма безграничны! 

Записаться на консультацию можно:

– позвонив по телефону 8 (495) 765-02-04;

– заполнив онлайн заявку .

Источник: http://www.CPS06.ru/page25.html/zdorovaja-psihika-vsemu-golova/rezervy-organizma

Общая характеристика и классификация функциональных резервов организма

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

  1. Понятие и классификация функциональных резервов.

Адаптационные представляют собой возможности клеток, тканей, органов, систем органов и организма в целом противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптируясь к этим нагрузкам, минимизируя их воздействия на организм и тем самым обеспечивая должный уровень эффективной деятельности в избранном виде спорта.

Все резервы, включаемые при интенсификации деятельности человека, можно обозначить как функциональные.

Функциональные резервы (ФР) – это скрытые возможности, обретенные в ходе эволюции и онтогенеза, усиливать функционирование своих органов и систем в целях совершения необычно большой работы, приспособление к необычайным сдвигам во внешней и внутренней среде организма.

Общие представления о ФР изложены еще в 19 веке К. Бернаром и П. Бером. В СССР разработка проблемы ФР организма человека была начата Л.А. Орбели. В физиологии спорта эта проблема была выдвинута в 1975 г его учеником – проф. А.С. Мозжухиным.

ФР по А.С. Мозжухину (1981) – это скрытые возможности организма, заключающиеся:

1) в изменении интенсивности и скорости протекания энергетических и пластических процессов обмена на клеточном и тканевом уровнях;

2) в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на уровне органов, систем и организма в целом;

3) в увеличении физических (сила, быстрота, выносливость) и улучшении психических (осознание цели, готовность бороться за ее достижение и т.д.) качеств;

4) в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике ФР они могут быть подразделены на:

1) резервы биохимические, связанные с экономичностью и интенсивностью энергетического и пластического обменов и их регуляций;

2) резервы физиологические, связанные с интенсивностью, экономичностью и длительностью работы органов и систем органов и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое выражение в работоспособности организма;

3) резервы спортивно-технические, связанные со способностью к совершенствованию имеющихся и выработанных навыков двигательных и тактических навыков;

4) резервы психологические, связанные с боевой готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и неприятные, даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения осознаной цели.

Следовательно: биохимические резервы организма связаны главным образом с его клеточным уровнем, а физиологические резервы – с органами и системным уровнями и проявляются в работоспособности организма; педагогические и психологические резервы связаны с деятельностью человека, как активного члена общества.

Общеизвестно, что скрытые возможности (резервы) организма человека, занимающегося ФК и спортом, превышают таковые у лиц, не занимающихся спортом, адаптированный к физическим нагрузкам человек, продуктивнее расходует их во время работы. Достаточность и адекватность имеющихся в организме резервов определяют состояние здоровья и трудоспособность человека.

Физиологическим резервам организма принадлежит важная роль в приспособительных реакциях.

Инертность гомеостаза при физиологической адаптации должна сочетаться со столь же целесообразной способностью организма к использованию физиологических резервов.

Пределы адаптивных возможностей человека и уровень его работоспособности в значительной мере зависят от величины физиологических резервов организма.

Под физиологическими резервами спортсмена понимаются возможности организма и систем органов так изменить интенсивность своих функций, а также взаимодействий между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма (Мозжухин А.С., Давиденко Д.Н.).

В.П. Загрядский (1972) определяет физиологические резервы как выработанную в процессе эволюции адаптационную способность организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

Любая адаптация, в том числе и адаптация к интенсивной мышечной деятельности, осуществляется через мобилизацию физиологических резервов.

Последние характеризуются диапазоном компенсаторно-приспособи­тельных возможностей организма, обеспечивающими заданный уровень работоспособности и оптимальное время восстановления функций после окончания работы.

Известно, что величина физиологических резервов органов и систем не остается постоянной, и возрастает по мере созревания организма и снижается при его старении.

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 1505 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/14-6928.html

Физиологические резервы организма человека

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, в частности, тренировочной и соревновательной, можно обозначить как функциональные резервы и резервы структурные (морфологические). Функциональные резервы, это скрытые возможности организма, они заключаются:

  • 1. в изменении интенсивности и скорости энергетических и пластических процессов обмена веществ на клеточном уровне;
  • 2. в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на органном и клеточном уровнях;
  • 3. в увеличении и совершенствовании физических и психических качеств на органном уровне;
  • 4. в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • 1. Резервы биохимические, связанные с интенсивностью и экономичностью процессов обмена и их регуляций;
  • 2. резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и их нейрогуморальной регуляцией;
  • 3. резервы психологические, связанные с готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и дискомфортные, и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения созданной цели;
  • 4. Резервы педагогические (технические), связанные с количеством имеющихся двигательных и тактических навыков, к их совершенствованию и выработке новых.

Из изложения видно, что физиологические резервы относятся к органному и, системному и организменному уровню регуляции функций человеческого организма.Под физиологическими резервами человека, в узком смысле слова, понимаются возможности органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма, уровень его работоспособности.Материальными носителями физиологических резервов являются органы и системы органов человека, а также регуляторные механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных и двигательных (анимальных) актов.Иными словами это обычный механизм регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления человека к изменчивым условиям внешней среды и для нивелировки сдвигов во внутренней среде, используются им в качестве резерва приспособления.Поэтому можно говорить о физиологических резервах органов (сердце, лёгкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательная, сердечно – сосудистая, выделительная и т.д.), а также о ре6зервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп между собой и с работой органов дыхания и кровообращения. Это позволяет говорить о физиологических резервах таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость.Таблица 1.

ПокойРаботаРезерв
Сердцу (част. с. с.)60 цикл.180 цикл.3 раза
Сердечно – сосудист. система (МОК)5 л20 л4 раза
Дыхание (част.)10 цикл35 цикл.3,5 раза
Лёгочная вент.6 цикл80 цикл.13 раз
Н2О0,3 л4 л13 раз
Потребление кислорода

Указанные в таблице физиологические резервы, как и все остальные, порознь взятые, способствуют достижению успеха, но не гарантируют его, т.к. для достижения спортивного успеха необходима мобилизация всех видов резервов.

Таблица 2.

100%3 эшелонБорьба за жизнь
50 – 65%2 эшелонДо отказа, экстрем. сост.
35%1 эшелонРабота
0%Покой
35%1 эшелонРабота
50 – 65%2 эшелонДо отказа, экстрем. сост.
100%3 эшелонБорьба за жизнь

Физиологические резервы не включаются все сразу. Они включаются поочерёдно и могут быть подразделены на три очереди эшелона.

Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек выполняет работу в пределах 35% своих абсолютных возможностей. Эта привычная работа выполняется свободно, без волевых усилий.

При работе с нагрузкой в пределах 35 – 50% абсолютных возможностей требуются волевые усилия, и такая работа приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% абсолютных возможностей лежит порог мобилизации.

За пределами этой границы остаются только автономно охраняемые резервы организма, произвольное, при помощи волевого усилия, использование которых невозможно. И, в это же время, всякое «сверхусилие» требует обращения именно к этим резервам.

Первая очередь (эшелон) физиологических резервов (35%) включается при переходе из состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Уровень работы систем (расходуемые резервы м ожет быть охарактеризован энерготратами и функциональными сдвигами, происходящими в организме при повседневной профессиональной и тренировочной деятельности.

Вторая очередь (до 50%, 2 эшелон) физиологических резервов включается в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, связанную с резкими изменениями условий внешней среды, или при изменениях во внутренней среде организма, вызванных чрезвычайными физическими усилиями, работой до произвольного отказа. Человек может усилием воли мобилизовать ещё на 15 – 20% своих резервов, но в этом случае ему угрожает травма, обморок, а иногда и смерть. Эти резервы могут быть охарактеризованы энерготратами и функциональными сдвигами при работе до отказа, т. е. при максимально возможной работе.

Третья очередь резервов включается обычно в борьбе за сохранение жизни, часто после потери сознания, во время агонии.

По размерам эти резервы составляют 65% и более абсолютных возможностей. Изучение их представляется исключительно трудным, т.к. ситуация их не может быть моделирована.

Резервы первого эшелона включаются на основе условных и безусловных рефлексов. Механизмом включения второго эшелона резервов является не только комплекс условных и безусловных рефлексов, но и волевые усилия эмоции, которые могут рассматриваться как механизм экстренной мобилизации физиологических резервов второго эшелона.

Включение резервов второго эшелона обеспечивается, скорее всего, безусловными рефлексами и обратной гуморальной связью. Во всяком случае, механизм условных рефлексов и эмоций исключается.

Приведённое деление резервов весьма условно и схематично, так как чёткой границы между резервами упомянутых эшелонов быть не может.

При систематической тренировке резервы второго эшелона, которые реализуются в соревновательной деятельности, т.е. из плохо освоенных организмом в хорошо освоенные.

Освоение организмом хотя бы части резервов третьего эшелона весьма вероятно для выдающихся спортсменов, устанавливающих мировые рекорды.

Значительный интерес представляет проблема активизации резервов, перевод резервов второго эшелона в первый и третьего во второй.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка (особенно с максимальными нагрузками).

Вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме спортсмена, на основе которых развиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы и годы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции.

Они мобилизуют резервы второго и, возможно частично третьего эшелона, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно и с чем приходится бороться.

Искусственным способом мобилизации резервов является прём фармакологических препаратов стимулирующего типа (гормонов мозгового вещества надпочечников и медиаторов симпатической системы). Опасность их применения и заключается в том, что, переводя значительную часть резервов из неприкосновенных в действующие, они могут вызвать ускоренное исчерпание резервов и гибель организма.

Весьма принципиальным вопросом в этом плане является о том, увеличивается ли объём физиологических резервов человека в результате интенсивных тренировок до отказа, или при этом увеличивается объём резервов первого и второго эшелонов за счёт объёма резервов третьего эшелона и человек подходит к грани своих возможностей.

Прямого ответа на этот вопрос в настоящее время нет, но косвенные данные говорят в пользу того, что растет, не только объём резервов первого и второго эшелонов, но и общий размер резервов организма спортсмена. Можно предполагать, что так происходит, когда тренировки проводятся продуманно, с разумно нарастающей интенсивностью.

Систематичные тренировки, которые вызывают эффект экономизации функций в покое, ведут к относительному увеличению резервов первого и второго эшелона у лиц тренированных по сравнению с менее тренированными и, тем более, нетренированными людьми.

 

Источник: https://studwood.ru/1127999/turizm/fiziologicheskie_rezervy_organizma_cheloveka

Физиологические резервы организма и их характеристика

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Под физиологическими резервамиорганизма понимается выработанная в процессе эволюции адаптаци­онная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

В качестве примера проявления физиологических резервов мож­но указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минут­ный объем крови (МОК) у хорошо тренированного человека может дости­гать 40 л, т. е.

увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более.

В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма Л. С. Мозжухин предлагает разделить на две группы:

1. Социальные резервы (психологи­ческие и спортивно-технические)

2. Биологические резервы (струк­турные, биохимические и физиологические).

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно:

первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого про­цесса — условные и безусловные рефлексы.

вторая очередь включе­ния осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экст­ремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных воз­можностей (тренировки, соревнования). При этом включение резер­вов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

− резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закалива­нием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физи­ологические резервы организма, ведут к их расширению.П. Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации).

Биологический смысл этого феномена огромен: повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностейорганизма.В этом и состоит главный эффект систематических тре­нировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в про­цессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.

е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое адаптация?

2. Какие виды приспособительных изменений в организме происходят в результате адаптационных процессов?

3. Охарактеризуйте стадии адаптационных изменений у спортсмена?

4. Что такое «цена адаптации»? В каких формах она выражается?

5. Дайте определение тренированности. Раскройте физиологическую сущность состояния тренированности.

6. Опишите изменения, происходящие в организме в результате срочной и долговременной адаптации?

7. Перечислите и охарактеризуйте звенья функциональной системы, ответственной за адаптацию к физическим нагрузкам.

8. Что такое физиологические резервы организма?

9. Перечислите и охарактеризуйте группы резервных возможностей организма по Л. С. Мозжухину.

10. Опишите очередность включения резервных возможностей организма при физических нагрузках.

Рекомендуемая литература:

1. Агаджанян Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье: Учеб. Пособие / Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.– М.: РУДН. 2006.– 284 с.

2. Давыдова Н.С. Физиология двигательной деятельности: учебное пособие.− Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.−112 с.

3. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студ. сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.− 608с.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Олимпия Пресс, 2005. – 528с.

Источник: https://studopedia.ru/7_60984_fiziologicheskie-rezervi-organizma-i-ih-harakteristika.html

Самоисцеление – скрытые резервы нашего организма

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Самоисцеление – скрытые резервы нашего организма – тема, представляющая все больший интерес для современного человека. О скрытом механизме самооздоровления, о том, что нужно для восстановления защитных сил организма, причинах блокировки и способах включения его скрытых резервов читайте в нашей статье.

Что понимать под самоисцелением?

Самоисцеление – это природное свойство всех живых существ регенерироваться. В науке такая способность называется гомеостазом. Согласно этому природному свойству наш организм способен к самовосстановлению, самозащите, самоисцелению и даже самоомоложению. Другими словами, природный механизм гомеостаза возвращает организм в состояние равновесия усилий и энергозатрат.

Механизм самоисцеления

Ученые пока не раскрыли природный механизм запуска самоизлечения. Но мы сами убеждаемся в уникальной способности нашего организма к самоисцелению.

Каждый из Вас когда-нибудь получал небольшие порезы кожи. Если бы Вы могли видеть в микроскоп, что происходит с порезом, то удивились бы чудесному превращению его в небольшой шрам.

В результате образования на месте пореза сгустка из кровяных клеток – тромбоцитов, поврежденные сосуды закупориваются, кровотечение останавливается.

Деление клеток по краям раны происходит до тех пор, пока она не заживает полностью.

https://www.youtube.com/watch?v=hK3nSsw1L5I

Подобное заживление и восстановление функций заболевших органов происходит и внутри нашего организма.

Резервные силы организма

Природа заложила в нас огромные резервные силы, способные восстановить поврежденный орган, вырастить новые клетки взамен погибшим, поддержать и восстановить нарушенные функции тела.

Когда мы заболеваем, внутри нас начинают происходить непонятные сложные процессы. Повышается температура тела, появляется кашель, рвота, понос. Таким способом происходит очищение организма от погибших клеток и чужеродных веществ.

Открываются те резервные источники энергии, которые излечивают больного.

Что же нам нужно для восстановления сил и снижения энергозатрат?

Чтобы понять это и помочь себе выздороветь необходимо поверить в то, что каждый из нас является частицей (клеткой) Вселенной, и обладает не ограниченными возможностями.

Скрытые наши внутренние возможности обычно проявляются в экстремальных ситуациях и спасают нашу жизнь, а также подсказывают, как справиться с болезнью.

Происходит это потому, что человек через подсознание связан с Вселенной и через нее, со всем человечеством – это уже доказанный учеными факт.

Болезнь является сигналом нашего подсознания о том, что какое-то наше действие или мысли, эмоции вступают в конфликт с законами Вселенной. Таким образом тело, заболевая, подсказывает нам о неверном поведении и нарушении законов окружающего Мира. Для того, чтобы излечиться от заболевания, нужно исправить ошибки мышления, и привести мысли в соответствие со Вселенскими законами.

Но мы привыкли верить только очевидному, материальному. Между тем, не подозреваем, какие огромные ресурсы скрыты внутри нас. Нам предстоит научиться их распознавать и ими управлять, тогда мы обретем здоровье, мудрость и силу.

Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Если человек живет в экологически чистой природе, ест натуральную пищу, не испытывает постоянных стрессов, не имеет вредных привычек и отягощенной наследственности, ведет в меру активный образ жизни, живет с добрыми намерениями и помыслами, то все процессы в его организме протекают эффективно, обеспечивая ему состояние полного здоровья.

Это значит, что в его организме достаточно положительной энергии, его кровь, лимфа, межклеточное пространство, печень, почки, кишечник и др.

не содержат избыточного количества токсинов и микроорганизмов.

А иммунная система способна обеспечить надежную защиту организму в случае попадания чрезмерного количества патогенных возбудителей, то есть в случае необходимости запускаются скрытые резервы.

Однако в современном цивилизованном мире основная масса людей живет в экологически неблагоприятной обстановке, питается продуктами, напичканными вредными химическими веществами, испытывает постоянные стрессы, стараясь заработать побольше денег, ведет малоподвижный образ жизни, мыслит с завистью, злостью, а порою с ненавистью.

Постоянное напряжение и зашлакованность организма отходами жизнедеятельности нарушают функции многих органов. Накапливающиеся токсины и шлаки блокируют скрытые силы организма, не позволяют иммунной системе выполнить свою функцию очищения.

С возрастом, когда двигательная активность человека снижается, нарастает негативное отношение к жизни, блокировка скрытых резервов усиливается, появляются уже не только функциональные, но органические поражения внутренних органов в виде хронических заболеваний. В таких условиях резервные силы организма не могут проявиться в полную силу.

3 основных способа

Включение процесса самоисцеления – скрытых резервов нашего организма, зависит от многих факторов: наследования стереотипов воспитания, знаний о строении и развитии человеческого организма, жизненных привычек индивидуума, нравственных и интеллектуальных навыков его мышления и поведения, а также веры в здоровье и Высший разум.

Тем не менее, можно выделить 3 основных способа включения резервных сил организма, приемлемых почти для каждого из нас:

  1. Прекратить или ограничить воздействие химикатов на свой организм. Современные продукты питания содержат массу токсичных химических веществ. В быту и по уходу за своим телом и лицом мы также используем средства с присутствием химикатов токсичного воздействия. Накапливаясь в организме химикаты препятствуют функционированию клеток, загрязняют наше тело, нарушают сложные природные процессы гомеостаза, ведут к хроническим заболеваниям, в результате снижения самозащиты.
  2. Постепенно переходить на потребление натуральных продуктов и правильный режим питания. Ведь недостаток или отсутствие необходимых минералов, витаминов и других питательных веществ в пище, а также вредная еда (фастфуд, дрожжевая выпечка, сладости, газированные напитки и т.д.) препятствуют осуществлению естественного процесса самовосстановления и самообновления организма, загрязняя его токсинами и шлаками, нарушая обмен веществ.
  3. Признать и начать высвобождать различные проявления стресса и негативного настроя, которые оказывают наиболее агрессивное разрушительное воздействие на оздоровительные и очищающие силы нашего организма. Для того, чтобы включить самоисцеление – скрытые резервы нашего организма, нужно привести свое мышление и поведение в соответствие со вселенскими законами. Внутренняя гармония будет транслироваться в гармонию вовне. Если Вы начнете внутри положительно меняться, то сможете излечиться от болезни, создадите вокруг себя благотворное пространство, которое положительно скажется на Вашем состоянии здоровья, окружении и достатке.

Разнообразие техник включения резервных возможностей организма

Существует много известных техник включения резервных возможностей нашего организма.

Так, силу мысли, как главный наш скрытый резерв, доказал Роджер Сперри, ведущий нейропсихолог, получивший в 1981 году Нобелевскую премию (совместно с Торстен Визел и Дэвидом Хью-бел).

Сперри доказал, что наши мысли материальны и все события в жизни являются следствием мыслеформ нашего внутреннего разума.

Негативные мысли, обиды, жалость к себе, злоба, ненависть, зависть в виде соответствующей энергии, попадают в заполненную энергией Вселенную, и возвращаются к нам, формируя болезни, ссоры, нищету, катастрофы и др.

А вот чистота наших мыслей и желаний, позитивный настрой повышают нашу жизненную энергию и формируют хорошие события в жизни. Поэтому это самый эффективный метод включения наших внутренних резервов.

Самовнушение считают сильнейшим резервом человека дагестанский философ и врач-психолог Хасай Алиев и профессор венской клиники Зональд Вельд (еще в середине девятнадцатого столетия).

Исследования доказали, что с помощью самовнушения можно вызывать определенные изменения в организме: не только излечивать себя, но и загонять в болячки.

Более того ученные советуют разговаривать со своей клеткой ДНК, в которой хранится вся информация о нас и нашем роде. Если что-то Вас не устраивает, можете внести изменения в свою ДНК.

Между тем, не оспорим один факт – каждый из нас может запускать свои резервы в повседневной жизни и в сложных ситуациях, если не лениться и верить в свои скрытые возможности.

Как научиться чувствовать и правильно пользоваться скрытыми своими силами

  • Мотивировать себя, то есть постоянно поддерживать сильные намерения к внутреннему изменению.
  • Правильно формулировать свои цели (выздороветь, улучшить отношения с близкими людьми, раскрыть свое предназначение в жизни и т. д.).
  • Последовательно и настойчиво работать над своим Я. Контролировать свои мысли и эмоции, посылаемые в Мир.
  • Регулярно изучать необходимую литературу и опыт исследователей.
  • Помочь своим целительным силам физическими действиями: правильный режим питания, еженедельное голодание, умеренная физическая активность, закаливание и др.Пусть Вас вдохновят примеры выживания и излечения, представленные в видеоролике «Самовнушение, эффект плацебо, самоисцеление».

Желаю Вам здоровья и настойчивости в самооздоровлении!

Источник: https://anatomiya-zdoroviya.ru/dushevnoe-samochuvstvie/duhovnoe-samorazvitie/samoistselenie-skrytye-rezervy-nashego-organizma.html

Введение

Функциональные резервы организма человека. Физиологические резервы организма и их характеристика. Причины блокировки скрытых резервов нашего организма

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.).

Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности.

Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека.

Человеческий организм представляет собою единое функциональное целое, несмотря на большое число органов. Эти органы обладают различным строением, образованы из тканей, которые в свою очередь состоят из бесчисленного количества клеток однородных по своей деятельности и форме, в которых происходят те или иные жизненные процессы.

Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов по заданной теме:

– понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация;

– утомление. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок;

– физическое развитие, телосложение.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

Учение о физиологических резервах представляет одну из важнейших основ физиологии спорта, так как позволяет правильно оценивать и решать задачи по сохранению здоровья и повышению тренированности спортсменов.

В настоящее время под физиологическими резервам и организма понимается выработанная в процессе эволюции адаптационная и компенсаторная способность органа, системы и организма в целом усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя (Бресткин М.П).

Физиологические резервы обеспечиваются определенными анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения и деятельности организма, а именно:

– наличием парных органов, обеспечивающих замещение нарушенных функций (анализаторы, железы внутренней секреции, почки и др.);

– значительным усилением деятельности сердца, увеличением общей интенсивности кровотока, легочной вентиляции и усилением деятельности других органов и систем;

– высокой резистентностью клеток и тканей организма к различным внешним воздействиям и внутренним изменениям условий их функционирования.

В качестве примера проявления физиологических резервов можно указать на то, что во время тяжелой физической нагрузки минутный объем крови у хорошо тренированного человека может достигать 40 л, т.е.

увеличиваться в 8 раз, легочная вентиляция при этом возрастает в 10 раз, обусловливая увеличение потребления кислорода и выделение углекислого газа в 15 раз и более.

В этих условиях работа сердца человека, как показывают расчеты, возрастает в 10 раз.

Все резервные возможности организма можно разделить на две группы:

– социальные резервы (психологические и спортивно-технические) и

– биологические резервы (структурные, биохимические и физиологические).

Морфофункциональной основой физиологических резервов являются органы, системы организма и механизмы их регуляции, обеспечивающие переработку информации, поддержание гомеостаза и координацию двигательных и вегетативных актов.

Физиологические резервы включаются не все сразу, а поочередно.

Первая очередь резервов реализуется при работе до 30% от абсолютных возможностей организма и включает переход от состояния покоя к повседневной деятельности. Механизм этого процесса – условные и безусловные рефлексы.

Вторая очередь включения осуществляется при напряженной деятельности, нередко в экстремальных условиях при работе от 30% до 65% от максимальных возможностей (тренировки, соревнования). При этом включение резервов происходит благодаря нейрогуморальным влияниям, а также волевым усилиям и эмоциям.

Резервы третьей очереди включаются обычно в борьбе за жизнь, часто после потери сознания, в агонии. Включение резервов этой очереди обеспечивается, по-видимому, безусловно-рефлекторным путем и обратной гуморальной связью.

Во время соревнований или работы в экстремальных условиях диапазон физиологических резервов снижается, поэтому основная задача состоит в его повышении. Оно может достигаться закаливанием организма, общей и специально направленной физической тренировкой, использованием фармакологических средств и адаптогенов.

При этом тренировки восстанавливают и закрепляют физиологические резервы организма, ведут к их расширению. Еще в 1890 г. И.П.Павлов указывал, что израсходованные ресурсы организма восстанавливаются не только до исходного уровня, но и с некоторым избытком (феномен избыточной компенсации). Биологический смысл этого феномена огромен.

Повторные нагрузки, приводящие к суперкомпенсации, обеспечивают повышение рабочих возможностей организма. В этом и состоит главный эффект систематических тренировок. Под влиянием тренирующих воздействий спортсмен в процессе восстановления становится сильнее, быстрее и выносливее, т.е. в конечном итоге расширяются его физиологические резервы.

Включение фактора физиологических резервов в систему факторов, обеспечивающих надежность спортивной деятельности, обусловлено:

значительными корреляционными взаимосвязями показателей физиологических резервов организма и психологическими показателями;

наличием достоверных в физиологических и биохимических показателях различий между наиболее и менее надежными спортсменами в зависимости от степени экстремальности условий их деятельности;

выявившимся в процессе проведенного факторного анализа ортогональным фактором, интерпретированным нами как «фактор функциональных (физиологических) резервов».

Остановимся на теоретических положениях, касающихся резервных возможностей человека. Так, А.С.

Мозжухин под резервными возможностями организма понимает его скрытые возможности (приобретенные в ходе эволюции и онтогенеза) усиливать функционирование своих органов и систем органов в целях приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней или внутренней среде организма.

Резервные возможности организма спортсменов возможно выявить лишь в экстремальных условиях спортивной деятельности, и это подчеркивает тесную взаимосвязь проблемы выявления резервов и проблемы надежности в спорте.

Резервы разделяют на социальные и биологические. Социальныерезервы при этом подразделяют на психические, связанные с социальной мотивацией деятельности, и резервы профессиональных (спортивно-технических) навыков.

Биологическиерезервы подразделяются на функциональные и структурные резервы. Под функциональными резервами организма подразумеваются его скрытые возможности, которые проявляются в период повышенной деятельности организма и связаны с изменениями в функции его органов и систем.

Под структурными резервами понимаются изменения, возникающие в процессе тренировок (прочность костей и связочного аппарата, увеличение количества миофибрилл в клетках, изменение строения миофибрилл и мышечных волокон), которые, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

В функциональных резервах выделяются резервы биохимические и резервы физиологические. Под биохимическими резервами понимаются скорость протекания и объем биохимических процессов, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию.

Категория индивидуального предполагает рассмотрение формирования активной личности советского спортсмена с позиций «индивидуального стиля деятельности» как гармонизирующего развитие индивидуальности спортсмена.

Резервы физиологические связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит свое отражение в повышении работоспособности спортсмена.

С резервами биологическими тесно связаны психические резервы, которые, применительно к спортивной деятельности, могут быть охарактеризованы как способность идти на риск травмы, делать чрезвычайные волевые усилия, преодолевать неприятные и даже болевые ощущения ради достижения осознанной спортивной цели, констатировать внимание на своей деятельности, избегать помех, готовность бороться за победу и не падать духом при поражениях. То есть психические резервы – это потенциальные способности психики человека, находящие свою реализацию в экстремальных условиях деятельности.

Проблема функциональных резервов тесно взаимосвязана с надежностью физиологических функций. А.В.

Коробков также отмечает, что надежность физиологических функций является качеством, гарантирующим сохранность физиологических процессов при различных нарушающих функцию воздействиях.

Он же показывает, что надежность физиологических функции обеспечивается целым рядом анатомических, структурных и функциональных возможностей организма.

Источник: https://studbooks.net/849593/turizm/ponyatie_fiziologicheskih_rezervah_organizma_harakteristika_klassifikatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.