Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

Аннотация к сказке

Книга была написана в 1830—1832 годах. В 1832 году впервые издана, позже переиздавалась. Литературный жанр — сказочная повесть. Автор — Николай Васильевич Гоголь. История создания книги: Н. В. Гоголь трепетно относился к жизни своего народа, что и отразил в ряде повестей.

Сказка похожа на фольклорное произведение. События, описанные в ней, связаны с фантастическими эпизодами, легендами, преданиями. Реализм переплетается с романтизмом.

А сам сюжет похож на множество других историй. Он повествует о любви и препятствиях между двумя молодыми людьми, о добре и зле.

События развиваются вокруг трех главных героев:

  • Оксана — первая красавица на деревне (хуторе);
  • Вакула — удалой работяга-кузнец;
  • Черт.

Вакула влюблен в Оксану, а она обещает выйти за него замуж только в том случае, если поклонник добудет черевички, о которых мечтает избранница. Красавица хочет такие сапожки, которые носит сама императрица Екатерина Великая.

Но ситуация усугубляется еще и тем, что Вакула конфликтует с отцом Оксаны. Что же делать несчастному влюбленному юноше?

Связываться с нечистыми силами и верхом на черте лететь в Петербург, чтобы достать обувь и жениться на Оксане.

Краткое содержание

Существует народное поверье, что в ночь перед Рождеством черт совершает последнюю пакость в году. Это и делает бес из повести: крадет луну. Что, в свою очередь, запускает череду забавных событий.

Вакула представил черта как настоящего демона, из-за чего разозлил вора. Черт пообещал отомстить Вакуле. По хитрому сплетению обстоятельств мама кузнеца (Солоха) была ведьмой и подругой беса.

Параллельно рассказывается история жизни Солохи. Она запуталась в своих поклонниках, ей даже приходится прятать их в мешки из-под угля. Вакула вытаскивает эти мешки на улицу, а себе оставляет только один. Потом выясняется, что в мешке сидит черт.

Черт выпрыгивает из мешка и забирается верхом на Вакулу. Но тот ловко изворачивается, хватает беса за хвост и сам седлает его. Как же Вакуле удалось усмирить черта и достать черевички:

  • пригрозив крестом, кузнец оседлал беса;
  • на нем добрался до императрицы;
  • откровенно рассказал ей свою историю любви;
  • получил желанную обувь;
  • тем же способом добрался обратно.

История заканчивается благополучно: сапожки получены и доставлены, отношения налажены, свадьба сыграна. Правда, сама свадьба не описывается. Зато рассказывается, что у пары родился ребенок. Да и подарок Оксана приняла не сразу, так как расстроилась из-за пропажи кузнеца (в селе ходили слухи, что он убил себя).

Героиня была рада, что Вакула оказался жив. В этот момент она поняла, что любит его, а никакие подарки ей не нужны.

Пересказ произведения

События берут начало в предпраздничную ночь. Молодежь готовится к колядкам, а бесовщина взобралась на небо (ведьма и черт). Они решили украсть луну, чтобы из-за темноты Чуб и кум не смогли дойти до Дьяка, а Вакула не смог добраться до Оксаны. Кузнец занимался росписью утвари, изображал лики святых, а вот беса всегда рисовал в неприглядном виде. Чем и рассердил нечисть.

Однако Чуб смог прийти в гости, а кузнец пришел к Оксане. Вакула признается девушке в любви, а та с надменным выражением лица отвергает молодого человека. Но в шутку и ради издевки говорит, что выйдет за него замуж, если тот добудет черевички Екатерины Великой и принесет их.

В дом возвращается Чуб (страшная метель сбила с дороги), но голос кузнеца пугает его. Герой решает, что ошибся домом. Чуб меняет голос, а Вакула выгоняет его. Тогда гость отправляется к матери кузнеца (Солохе). Женщина пользовалась спросом среди мужчин.

Позже в доме Солохи произошла настоящая путаница. В дом пришел Голова и Дьяк, а до этого в помещении находился еще и черт, а также Чуб, который передумал идти в гости. В итоге бес, Чуб и Голова были вынуждены спрятаться в мешки из-под угля. Потом домой пришел Вакула, и Дьяк тоже спрятался в мешок.

Кузнец принимает мешки за мусор и выносит на улицу. Там он встречается возлюбленную, которая напоминает про уговор. И без того задумчивый Вакула сердится еще больше, выкидывает все мешки, кроме одного, и убегает куда глаза глядят. Окружающие подумали, что кузнец сошел с ума.

В том мешке, что остался на плечах Вакулы, сидел черт. Но кузнец этого не знал, он направился к Пацюку, чтобы спросить дорогу к черту. Пацюк — родня беса. Вакула решил, что только нечисть поможет ему.

Пацюк намекнул, что черт находится ближе, чем думает кузнец. Бес же жаждал мести и решил воспользоваться моментом. Но не тут-то было, кузнец оказался проворнее.

Черт хотел оседлать Вакулу, но в итоге сам оказался в подчинении.

На спине беса кузнец примчался во дворец. Обманным путем со стражей проник внутрь. Там он оробел от доброты и тактичности Екатерины. После чего решил честно все рассказать и напрямую попросить ее сапоги. Императрица согласилась.

В деревне в это время все думали, что кузнец покончил с собой. Все скучали, особенно тосковала Оксана. Девушка поняла, что давно любит Вакулу. А что стало с мешками? Люди решили посмотреть, что наколядовал кузнец.

Какого же было удивление народа, когда из мешков вылез Дьяк, Голова и Чуб.

После возвращения в деревню Вакула отоспался, а потом нарядился и пошел к Чубу. При встрече протянул ему плеть, предложил три раза ударить себя. Затем Вакула протянул дары и попросил у Чуба руки его дочери.

Он согласился. Оксана в это время уже сама бежала с распростертыми объятиями к кузнецу. В конце произведения описывается семейная жизнь и дом молодоженов.

Основная мысль и анализ

Произведение учит тому, что за свое счастье нужно бороться, не бояться даже черта. А также повесть учит верить в сказку, в рождественское чудо, в исполнение желаний.

В то, что добро неизменно побеждает зло.

Несмотря на всю чертовщину (пропажа жителей в мешках, полеты ведьмы из печной трубы, похищение бесом месяца с целью испортить праздник), в селе царит теплая атмосфера любви и праздника.

Кратко проанализировать произведение можно следующим образом:

  1. Проблема произведения. Сказка учит верить в свои силы, идти на все ради своего счастья и любви.
  2. Тема произведения. Народ, его культура и жизнь.
  3. Основная идея. Добро всегда побеждает зло.

Гоголь настолько точно и красочно описывает атмосферу, что читатель, будто сам переносится туда. Ощущает мороз, хруст снега, ожидание чуда и праздника. А точное описание внешности героев, их пороков и слабостей позволяет еще лучше прочувствовать историю. Каждый персонаж интересен и уникален. Даже черт не вызывает отвращения, его образ завораживает.

Прототип и характеристики каждого героя можно найти в реальной жизни. Это и объясняет популярность произведения. история, афоризмы и слова героев, мысли и поступки действующих лиц — все это обязательно напомнит читателю что-то из его жизни.

Гармоничное сочетание сказки и реальности добавляет в повесть нотку юмора. Жители деревни представлены как люди с примитивными потребностями, которых интересуют низменные удовольствия (еда, отдых, веселье).

Они наивны, глупы, трусливы, лицемерны. Думают одно, а говорят и делают другое. Но Гоголь выставляет это не в форме критики, а в виде легкой иронии.

Автор дает понять, что подобные недостатки свойственны всем людям.

В произведении Гоголь с теплом и иронией описал один день из жизни сельского народа. Но не обычный день, а праздничный. Читатель видит привычных жителей деревни: сильного Вакулу, богатого и глупого Чуба, самовлюбленную Оксану, хитрую Солоху. Такие персонажи есть в каждом селе. Это и увлекает читателя.

Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/noch-pered-rozhdestvom.html

Анализ повести

Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

Ночь перед Рождеством

История создания повести “Ночь перед Рождеством”. Николай Гоголь показал российскому миру совсем неоткрытый раньше украинский край, который имеет свою уникальную национальную мифологию, традиции, фольклор и обычаи.

Он утверждал тем самым культурную самобытность Украины, хотя которую и называлась тогда Малороссией и входила она в состав

Российской империи, однако, имела свою неповторимость.

“Ночь перед Рождеством” написана на основании воспоминаний писателя о праздновании великого христианского праздника. Нередко он и сам был среди колядующих, брал участие в веселом рождественском празднование.

Как верующий человек, автор отразил в произведении незримое присутствие нечистой силы и ее борьбу за душу человека. Однако человек, имеющий в душе Бога, всегда победит дьявола (черта).

В чем же секрет “Вечера на хуторе близ Диканьки”? Почему изящный и образованный Петербург зачитывался украинскими повестями М. Гоголя? Народные образы, созданы Гоголем в литературе, слишком отличались от столичной среды. Это был блестящий расцвет молодого таланта художника, однако только первый шаг в большом пути, где его ожидали новые повороты и перекрестки.

Все события в повести протекают в Сочельник “Святой вечер”. В этот праздничный вечер христиане готовят 12 различных постных блюд, всей семьей собираются и читают молитвы. Все в ожидании первой звезды, так как после нее появления можно разговеться.

Основным блюдом на предпраздничном столе была кутья (голодная постная кутя), приготовленная исключительно из даров природы, – она была символом будущего благополучия и оберегом от нечистых сил.

Именно в Сочельник происходят странные волшебные события, необычные перевоплощения и даже встреча с нечистой злой силой.

В повести “Ночь перед Рождеством” таких событий много: ведьма перевоплощается в Солоху, черт – на лошадь, а кузнец Вакула сумел оседлать даже самого черта, слетать за одну только ночь до Петербурга и достать у царицы черевички для своей возлюбленной Оксаны.

В сюжете повести Н. Гоголя “Ночь перед Рождеством” оказались традиции украинского вертепа – народного театра, где действие разыгрывалось в двух ярусах: верхнем (небесном) – где все события происходили на небе и нижнем (земном) на земле.

В верхнем ярусе зрителям или читателям показывали религиозные сюжеты, а в нижнем – сценки из народного быта насыщенные комедией. Традиционными персонажами украинского вертепа была Богородица, Христос, черт (в верхнем ярусе), баба, дьяк, голова, казак (в нижнем ярусе).

Наиболее положительным персонажем вертепа был казак (запорожец), который воплощал любовь к воле Запорожской Сечи.

В повести действуют традиционные персонажи народного украинского вертепа – баба (Солоха, Ткачиха, Переперчиха), голова, дьяк, казак, кузнец, красавица (Оксана), Царица, кум. Верхний и нижний ярусы повести Н.

Гоголя “Ночь перед Рождеством” не отделённые, а тесно связаны между собой.

Величественная история Рождества спроектирована на земной мир, где человек борется с чертом (дьяволом) за свет, добро и счастье в своей жизни.

В повести оказались традиции украинской народной сказки с ее традиционным сюжетом и героями – красавица и герой, который стремится получить любовь.

Красавица испытывает героя, он получает тяжелое задание – пойти далеко, за тридевять земель, и принести заветный предмет (в повести – башмачки).

Герой, наделенный чертами украинского казака, должен проявить смекалку, силу и настойчивость в выполнении задания, чтобы достичь своего счастья.

Представители нечистой силы – ведьма и черт – показаны М. Гоголем в домашнем быту, они приобретают человеческие черты и перевоплотившись действуют рядом с человеческими персонажами. Черт имеет черты сельского головы, а ведьма способна превращаться в обычную женщину – Сваху.

Солоха, на удивление, изображена как красивая ведьма. Она сильно не вредит главным героям, хотя в определенной мерой влияет на ход событий. В украинской народной традиции черт и ведьма имеют другие названия. В народе их прямо не называли, чтобы не навлечь злые силы.

То, что Солоха – ведьма и приходится матерью коваля Вакулы, соответствует традициям украинского фольклора. Герой, наделённый волшебной силой, имеет волшебное происхождение.

Кроме того, позитивный герой в фольклоре должен пройти духовные испытания, преодолеть нечистую силу и выйти в новую жизнь.

Издавна в народе бытуют верования: чтобы месяц способствовал благополучию семьи, проводили обряд, виде жертвоприношения вареников или галушек, что по форме были похожи на месяц. Отголосок недавних мифических представлений мы находим в повести Н. Гоголя в изображении Крысы.

Кроме того, этот персонаж также вобрал черты запорожца. Автор рассказывает о том, что Крыса когда-то жила Запорожской Сечи, а затем поселилась в Диканьке.

Как и другие герои, Крыса наделен волшебными чертами и особенным знаниям, поэтому он подсказывает Вакуле, что черт у него сидит за спиной

События в этой повести происходит во времена правления царицы Екатерины II. Николай Гоголь отразил пренебрежительное отношение петербургской знати (кроме Потемкина) к казакам. Петербург и Диканька, противопоставленные между собой, как чужое и холодное пространство непонятное для обеих сторон.

В “своем” пространстве героям тепло даже в морозную ночь, они живут в гармонии с природой. А в Петербурге все представляется странным, неестественным. Здесь важны другие ценности, а свет (в отличие небесного Диканьки) является искусственным (иллюминация, диаманты на руках Потемкина). Но смелость и храбрость Вакулы удивили царицу, и она дарит ему черевички для Оксаны.

Всё-таки, герой, получается, выходит победителем с чужого для него пространства.

Особенности художественного произведения в повести “Ночь перед Рождеством”. В сборнике “Вечера на хуторе близ Диканьки” царит разговорная стихия. Специально для этой книги М. Гоголь создал образ вымышленного рассказчика – пасечника Рудого (рыжего) Панька.

В построении повести мы ощущаем влияние такой народной формы, как вечерниц, где издавна рассказывали какие-то истории – реальные и фантастические, пели, веселились, ухаживали, договаривались о сватовстве.

“Ночь перед Рождеством” складывается с отдельных рассказов, каждый из которых имеет свой сюжет, но тесно связаны друг с другом.

“,”author”:”Автор: Unknown”,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://3.bp.blogspot.com/-mmGA7qVCxGY/VaaoNPOyI_I/AAAAAAAADPo/3qbC935U3Hc/s320/%25D0%259D%25D0%25BE%25D1%2587%25D1%258C%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%2B%25D0%25A0%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25BC.jpg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-povesti-noch-pered-rozhdestvom.html”,”domain”:”www.lang-lit.ru”,”excerpt”:”Анализ повести Гоголя “Ночь перед Рождеством” (1831) Ночь перед Рождеством История создания повести “Ночь перед Рождеством” . Нико…”,”word_count”:868,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/analiz-povesti-noch-pered-rozhdestvom.html

Вопросы по литературе | Определите главную тему

Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

1. Определите главную тему “Ночи перед Рождеством”.

тема “Ночи перед Рождеством” это тема любви. Настоящая искренняя любовь всегда добьется своего, она даже заставит служить себе темные силы.

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие – смех? Почему?

Смех вызывают – кум, его жена, ткач, Чуб, дьяк, солоха.

Мне кажется, что единственный даже не герой, а довольно важный персонаж повести Гоголя “Ночь перед рождеством” который мог бы вызвать сочувствие – это черт, которого кузнец оседлал и заставил исполнять свою волю, а на прощание еще и отхлестал. Сам Гоголь называет черта бедным.

Жалость в какой-то степени вызывает кузнец, в тот момент когда его возлюбленная просит у него черевички, а он хочет ей угодить, но не знает как.

3. В чем комизм ситуации, в которую попадают “гости” Солохи? Какие еще эпизоды показались вам смешными?

Гости не подозревают о том, что Солоха их обманывает. Всё открывается случайно. Особо комично звучат вопросы о погоде и сапогах, которыми герои пытаются прикрыть своё крайнее смущение.

4. Как вы думаете, смех Гоголя в “Ночи перед Рождеством” злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Отличительной особенностью повести является присутствие добродушного смеха. И действительно, как много комичных по своей природе сцен в «Ночи…»! Разве не смешон по­чтенный житель села, всеми почитаемый богатый купец Чуб, в ночь перед Рождеством при всем честном народе вылезающий из мешка! Достоин улыбки и голова, также попавший в мешок.

Ну как не рассмеяться от души над тем странным диалогом между ними: «А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем? — Дегтем лучше! — сказал голова».

Юмором пропитано, казалось бы, все повествование: описание чудачеств ведьмы, черта, перебранка баб, не на жизнь, а на смерть спорящих о том, как умер кузнец, утонул или повесился.

5. Какие события повести вы отнесёте к бытовым, какие – к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

Место и время действия – реальные, а события, которые происходят в повести, – фантастические.

Фантастические события Гоголь изобразил как обыкновенные. Границы между реальным миром и фантастическим размыты.

В вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое.

6. Что за “чёрт поклялся мстить кузнецу”?

Вакула – художник, создающий картины на религиозные сюжеты, а изобразить чёрта – со смешной или уродливой стороны – значит овладеть злом, побороть его. Поэтому чёрт мешает работе кузнеца, рисующего, как святой Пётр в день Страшного суда изгоняет из ада злого духа. Как ни старался чёрт – ничего у него не получилось. С той поры чёрт мстит кузнецу.

Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, «намалеванная» на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести “Ночь перед Рождеством”?

Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание атмосферой христианского праздника Рождества. В произведении описан Сочельник – вечер накануне Рождества. В построении сюжета повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь опирался на обряд колядования, который часто наблюдал на родине.

8. Определите общее и различное в характерах “сказочных” персонажей повести и фольклорных персонажей, знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Сходство с волшебной сказкой

Солоха – Баба-Яга

Пацюк – Поганое Идолище

Чёрт- Серый волк-конь

Оксана – Невеста сказочного героя

Вакула обладает физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице) – Фольклорный богатырь

Вывод: мы доказали, что в повести есть герои, напоминающие персонажей волшебных сказок.

9. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести “Ночь перед Рождеством”.

В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра.
Используется народная разговорная речь, с яркими образными оборотами, характерными именно для сказок.

В повести действуют существа волшебные, сверхъестественные, такие как черт и ведьма Солоха, такие как Пузатый Пацюк. В повести есть волшебный полет на черте, необычном, сказочном транспортном средстве.

Есть в повести испытание главного героя, задание достать черевики, с которым Вакула отлично справляется.

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках? Обоснуйте свой ответ.

Испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, похоже на испытание героя в народных сказках. Очень часто в народных сказках цари или же царевны испытывают героя, где наградой становится свадьба на царевне.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Оксана – самовлюбленная и эгоистичная кокетка, обладающая удивительной внешней красотой. Но она никого не любит, кроме себя, постоянно унижает Вакулу, смеется над его чувствами, ранит своими насмешками чувствительное сердце юноши. Оксана в результате жизненных испытаний(угрызения совести, чувства вины).

Она начинает понимать, что подлинная ценность – это не золото, не богатство (она даже не взглянула на царские черевички), а “золото” души Вакулы – преданность, доброта, благородство, самопожертвованная любовь. Итак, Вакула изгоняет черта не только из хутора, но и из души самовлюбленной красавицы.

Душа Оксаны освобождается от высокомерия, непомерной гордости и становится нежной и кроткой. И на фоне просветленной души внешняя красота еще более расцветает. “Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша.

Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше”.

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Ключевые слова: верность, преданность, сила, самоотверженность.

Вакула – простой казак, деревенский кузнец, но он обладает богатым внутренним миром, его душа тянется ко всему прекрасному: живописи, музыке, религии. Он поражает читателя верностью, преданностью, самоотверженным служением своему идеалу.

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет тот факт, что Вакула – человек верующий? Свой ответ подтвердите примерами из текста.

Чёрт глупый, бедный, безобидный – взгляд фольклорный, народный. В «Ночи перед Рождеством» чёрт занят своим обычным делом – охотой за душой, – где он традиционно терпит полную неудачу.

Хитрости его столь наивны, выражение чувств столь непосредственно, что «враг человеческого рода» больше походит на мелкого проказника.

Против своей воли чёрт помогает Вакуле сначала добраться в Петербург, а потом попасть вместе с запорожцами, что «ехали из Сечи с бумагами к царице», во дворец и получить из рук государыни заветные «черевички». Чёрта можно высмеять, унизить, но всё это останется полумерой.

Только вмешательство силы добра, которая находит отражение в Боге, способно окончательно победить зло, воплощённое в образе нечистого.

За своё общение с нечистой силой богомольный кузнец несёт «церковное покаяние» и бесплатно расписывает в храме «левый крылос», а черта в аду рисует «такого гадкого, что все плюют, когда проходят мимо».

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца? Запишите ключевые слова для ответа на этот вопрос.

При виде убранства дворца Вакула испытал восхищение. «Что за лестница!» – шептал про себя кузнец: «жаль ногами топтать.

Экие украшения! вот говорят: лгут сказки! Кой чорт лгут! Боже ты мой, что за перила! какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!»

Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем.

Этот образ – награда Вакуле за победу над чертом, за сохраненную душу посылается ему созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

Глядя на картину, Вакула испытывает восторг и умиление, освобождающие его больную душу от скверны. И он легко получает царицыны черевички. Все дается человеку легко, если желание его искренне и чисто от дурных помыслов.

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

Реальность вступает в противоречие со сказкой, поэтому Гоголь не изобразил сцену отклонения просьбы.

Гоголь даёт понять, что действие происходит не в реальном, а в сказочном городе, где правит добрая царица, выполняющая просьбы подданных.

Так и происходит в сказке: Екатерина отдаёт простому кузнецу самые дорогие черевички. Радостное восхищение, удивление, которые испытывает Вакула, попадая в волшебный мир, оказываются оправданными.

16. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести. Послушайте в электронном приложении начало произведения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину?

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображённого на иллюстрации М.С. Родионова (с.180). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

Иллюстрация М.С. Родионова

На иллюстрации Родионова перед нами самовлюбленная Оксана прихорашивается, она кокетничает. А рядом стоит Вакула. Видно, что он искренне влюблен. А Оксана капризная красавица.

18. Рассмотрите репродукцию К.А. Трутовского “Колядки” в Малороссии” (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

Картина “Колядки” Трутовского, живо передают обряды и традиции, сохранившиеся с древних времен. В старину цикл народных праздников всегда начинался с колядок.

После Рождества и до Крещения молодежь ходила по избам и распевала веселые поздравительные песни. Хозяева награждали певцов яствами. Со временем обряд колядок превратился в веселую забаву.

В картине Колядки в Малороссии художник с большой теплотой изобразил народный праздник.

Источник: http://picakin.ru/literature64.php

Н.В. Гоголь

Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

Введение

«Ночь перед Рождеством» – выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю.  

Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» .

Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

  • История создания
  • Анализ произведения
  • Общее описание, идея
  • Основной сюжет
  • Главные герои:
  • Кузнец Вакула
  • Оксана
  • Второстепенные герои и персонажи
  • Цитаты
  • Особенности композиционного строения
  • Заключение

История создания

(Вечера на хуторе близ диканьки. Вторая книжка. 1832 г.)

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно.

Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги.

Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Общее описание повести, основная идея

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю “Ночь перед Рождеством”)

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России.

Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки.

Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное  мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой.  Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников.  Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

Основной сюжет

Рождественская ночь окутала Диканьку такой сказкой, что даже чёрт не смог устоять. Да и как было не насолить злейшему врагу в такой чудесный праздник.

Срывая с неба месяц со звёздами, чёрт погрузил все дома в полную тьму и устроил на небе пляски с подругой ведьмой. Но ни темнота, ни метель не смогли удержать кузнеца Вакулу.

Он готов был отправиться к самому дьяволу, ради достижения своей цели.

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички.

Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она  смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования.

Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

Подробнее: Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”: сюжет и краткое содержание повести

Кузнец Вакула

Главные герои – реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула – настоящий украинский мужчина, деревенский кузнец. Он вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный.

Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав.

Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Вакула постоянно переживает, поскольку испытывает любовь к Оксане. Однако девушка только флиртует, насмехается над юношей, отвергает его ухаживания. Парубок является мужественным и сильным человеком, он занимается рисованием и кузнечным делом, однако доходит до отчаяния, но увидев черта, смог использовать его ради своих задумок.

Подробнее: Кузнец Вакула: характеристика и образ героя

Оксана

Черноокая Оксана – главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Молодая, самолюбивая и полная высокомерия. Она красива, и упивается собственным совершенством. Это видно по сидению перед зеркальцем и тем, как пренебрежительно она относится к ухажеру.

Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами.

Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Избалованный характер, привередливость привели к ее капризности, она хочет исполнения всех пожеланий. Только после слухов о гибели Вакулы она понимает, что влюблена. Впоследствии девушка становится хорошей женой.

Подробнее: Оксана: характеристика и образ героя

Солоха

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой.

Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя.

Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Подробнее: Солоха: характеристика и образ героини

Черт

(Иван Мозжухин в роли Чёрта в фильме “Ночь перед Рождеством”, 1913)

Персонаж классически изворотлив, злобен, мстителен. Он старается максимально досадить всем, воруя месяц. Также он не любит Вакулу за его изображение черта. При этом Черт ухаживает за Солохой, и не чужд кокетства. Гоголь сделал его проказником, добавив обаяния, ума и веселого нрава. В итоге отрицательный герой не вызывает негативного восприятия.

Чуб

Самый богатый казак в селе. Отец Оксаны в которую влюблён кузнец.

Пацюк

Старый казак, прославившийся умением лечить мирян магией и травами.

Дьяк

Священнослужитель, не особо придерживающийся правил. Иной раз может и чарочку выпить, и заглянуть к одиноким вдовам.

Цитаты

(Кадр из фильма “Ночь перед Рождеством”, 1913)

Через эту глупую любовь я одурел совсем.» Я ее так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить.» Вакула.

«Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть!» Оксана.

«Когда нужно черта, то и ступай к черту! Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами» Чуб.

«Чудно блещет месяц!» Автор.

Подробнее: Н.В. Гоголь “Ночь перед Рождеством”: цитаты героев и автора повести

Особенности композиционного строения

(Две почтовые марки Украины к “200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя” и “Ночь перед Рождеством”, выпуск 2009 года)

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги.

Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими.

Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется – это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Источник: https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9D%D0%BE%D1%87%D1%8C%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%20%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%BC.html

«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами.

Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством».

Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта — кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает.

Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля.

Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью», выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент», на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба — красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек.

Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз — желание иметь черевички, «которые носит царица».

Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре — Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице — верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку.

Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками — все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого — сказки и реальности — вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание.

Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий.

Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором — не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает.

Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство.

Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички.

К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине.

Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство.

Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо.

Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже — в повестях «Вий» и «Заколдованное место».

  • «Ночь перед Рождеством», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Женитьба», анализ комедии Гоголя

По произведению: «Ночь перед Рождеством»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/695-noch-pered-rozhdestvom-analiz

Анализ произведения Ночь перед Рождеством Гоголя

Определение главной темы ночь перед рождеством. Анализ сказки ночь перед рождеством

Произведения Н. В. Гоголя – это сочетание реалистичных традиций и мистических элементов. Повесть «Ночь перед Рождеством» привлекает внимание читателя своеобразными мотивами народного фольклора, приметами и поверьями, существующими между людьми.

Герои повести – это отрицательные (черт, Солоха, Чуб), положительные (Вакула), благодаря которым входе событий мы знакомимся с культурой украинского народа.

Взаимодействие на протяжении всей повести черта и кузнеца Вакулы, который в определенный момент получил власть над нечистой силой, сопровождается интересными эпизодами, в которых капризничает кокетка Оксана, устраивает одновременно несколько свиданий Солоха – его мать, трусливо ведут себя Голова и Чуб.

Благодаря интересному и простому языку писателя из повести читатель узнает о повседневном быте народа, традициях проведения праздника. При этом все происходит на фоне сказочных происшествий и безудержного веселья, языка писателя, наполненного просторечиями.

Девушки и парни постоянно в веселье, в танцах, для Пацука характерно обжорство. Автор легко высмеивает через объединение сказочных элементов с реальными отрицательные качества людей, которые сами же от них и страдают.

Это и эпизоды, когда местные жители оказываются в мешках, боясь оттуда выходить.

Финал истории счастливым оказывается для тех, кто честно зарабатывает, искренне любит и не боится добиваться своего счастья. Например, Вакулу ждет награда в виде черевичек для возлюбленной и любовь Оксаны. Несмотря на то, что подобные события сказочные, в душе читателя появляется надежда и вера, что мечты сбываются, важно только верить в них и делать добрые дела.

Анализируя произведение, нужно отметить, что система образов в повести Гоголя, представленных героями с разными качествами, показывает образ жизни, мышление людей.

Автор высмеивает жадность, трусость, стремление к наживе, раболепство, прославляя отвагу, ум, искренность великодушие. Он подводит к мысли о том, что стремление к материальным ценностям и духовное богатство человека несовместимы.

Люди, которые оказались во власти денег, становятся на путь погибели. Те, кто ведет праведный образ жизни, получают рано или поздно награду. Такой видел Россию автор произведения.

Через смех он изобразил жалкий образ жизни тех людей, кто был в погоне за властью, проявлял тугодумство и раболепство. Писатель делает вывод, что добросовестный человек, несмотря на испытания и препятствия, найдет способ преодолеть нечистую силу, проучив лживых героев.

2 вариант

Сказочная повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством» основана на множестве народных поверий. Основу повести представляет собой поверье, что в ночь перед рождеством черт может сделать последнюю пакость, чем не преминул воспользоваться черт из сказки и украл – таки месяц.

Это событие и послужило началом этой истории и началом приключений всех героев произведения.

В отличие от сказочных рассказов других писателей, на «Ночь перед рождеством» Николая Васильевича читатель смотрит через двухмерную призму. Сам черт не представлен в повести абсолютным злом. Он походит и на стряпчего и водит дружбу с деревенской женщиной – Солохой, выпивая с ней за одним столом.

Сама Солоха одновременно приходится матерью главному герою – основного противника черта – Вакулы и ведьмой в одном лице. Причем принадлежность к злой волшебной силе не настраивает читателя на негативный лад ни по отношению к черту, ни по отношению к самой Солохе.

Николай Васильевич виртуозно использовал вплетение сказочных событий в совершенно обыденную повседневную жизнь украинского села и его жителей. Читатель не замечает ничего выходящего за рамки реальности, как будто полеты на метле или поездки верхом на черте в Санкт-Петербург за черевичками, обычное дело для крестьян украинской деревни.

В этой сказке Гоголь сохранил главный принцип победы добра над злом, чего точно ожидать именно от Николая Васильевича было нельзя, так как половина его сказок, рассказов и повестей имеют совершенно неожиданно противоположный конец.

Сказочная повесть «Ночь перед рождеством» символично предполагает успокоение надежность веры без тени сомнений.

Именно в рождественскую ночь заканчиваются приключения кузнеца Вакулы, и он получает заслуженную награду – руку своей невесты Оксаны, что только подчеркивает веру в чудо и полностью обосновывает рождественское поверье.

Приближенность сказки к реальной жизни показана даже в окончании произведения, когда у Вакулы и Оксаны появляется дитяток. Как мы помним принципы сказок, то на свадебном пире и ставится главная точка. Но только не у Гоголя.

Это произведение из первого цикла повестей Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки», которые были основаны на народном фольклоре, пронизаны народной мудростью и поверьями.

← Анализ Повести о капитане Копейкине← Интерьер дома Плюшкина↑ ГогольАнализ повести Вечер накануне Ивана Купала →Анализ произведения Петербургские повести →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/analiz-proizvedeniya-noch-pered-rozhdestvom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.