Особенности реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Сердечно- легочная реанимация у новорожденного

Особенности реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Если ребенок адекватно дышит, у него нет никаких признаков травмы и ему не требуется проведения искусственного дыхания или других приемов СЛР, то необходимо повернуть его на бок в так называемое восстановительное положение.

Это положение позволяет поддерживать дыхательные пути в проходимом состоянии . Чтобы переместить ребенка в восстановительное положение, необходимо одновременно повернуть голову, плечи и тело пациента на бок.

Ногу ребенка, которая будет находиться сверху, необходимо согнуть и выдвинуть колено вперед, что сделает положение устойчивым.

Это положение помогает поддерживать дыхательные пути в проходимом состоянии, стабилизирует шейный отдел позвоночника, минимизирует риск аспирации, ограничивает давление на костные выступы и периферические нервы.

. Сердечно-легочная реанимация у новорожденного

Реанимационные мероприятия (принципы А, В, С по П. Сафару) заключаются в следующем

А) обеспечение проходимости дыхательных путей (правильная позиция новорожденного, отсасывание слизи или околоплодных вод из ротоглотки и трахеи, интубация трахеи)

Б) восстановление дыхания (приемы тактильной стимуляции со струйной подачей кислорода через маску, проведение искусственной вентиляции легких)

В) восстановление и поддержание гемодинамики. (непрямой массаж сердца и медикаментозную его стимуляцию).

Проведение ИВЛ необходимо в том случае, если ребенок не откликается на тактильную стимуляцию, при сохранении брадикардии (менее 80), наличии патологических типов дыхания или его отсутствия.

Вентиляцию под положительным давлением можно проводить с помощью специальных дыхательных мешков (мешок Амбу), масок или эндотрахеальной трубки с 100% концентрацией кислорода, также возможно дыхание «рот – в рот и нос». Особенностью мешков является наличие клапана сброса обычно при давлениях, превышающих 35-40 см вод. ст. Дыхание проводится с частотой 40-60 в мин.

Важно обеспечить первые 2- 3 вдоха с давлением 40 см вод. ст. Это должно обеспечить хорошее расправление легких. Дальнейшие вдохи можно осуществить с пиковым давлением в 15-20 см вод. ст.

При дыхании «рот – в рот и нос» объем вдыхаемого в дыхательные пути новорожденного воздуха должен равняться объему воздуха «наполненных щек» реанимирующего.

Непрямой массаж сердца осуществляется через 15-30 с после начала проведения ИВЛ или ингаляции кислорода, если частота сердечных сокращений составляет 80 в мин. и менее и не имеет тенденции к нормализации.

Для проведения массажа сердца ребенка лучше уложить на твердую поверхность с небольшим валиком под плечами для создания умеренного положения разгибания.

Точка давления на грудину находится на пересечении межсосковой линии и серединной линии, но пальцы должны располагаться чуть ниже, не закрывая найденную точку. Глубина погружения грудины 1-2 см. Частота нажатий на грудную клетку должна выдерживаться в пределах 120 в минуту.

Количество вдохов должно составлять 30-40 в мин., соотношение вдохов к числу нажатий на грудную клетку составляет 1:3.

Для осуществления непрямого массажа сердца у новорожденных (и именно у них) предложено 2 способа.

При первом способе 2 пальца руки (обычно указательный и средний) помешаются на точку давления, а ладонь другой руки подкладываетея под спину ребенка.

Второй способ заключается в том, что большие пальцы обеих рук расположены рядом в точке давления, а остальные пальцы обеих рук располагаются на спине.

Каждые 30 с следует контролировать частоту сердечных сокращений и если она меньше 80 сокращений в мин., следует продолжать массаж с одновременным введением медикаментозных препаратов.

Если имеет место увеличение частоты сокращений, то от медикаментозной стимуляции можно отказаться.

Медикаментозная стимуляция показана также при отсутствии сердцебиений после 30 с вентиляции под положительным давлением 100% кислородом.

Показанием к прекращению СЛР является отсутствие самостоятельного дыхания и сердцебиения у новорожденного в течение 20 мин.

59. Сердечно-легочная реанимация у подростка

Принцип тот же. А (air) — проходимость дыха­тельных путей. В (breath) — вен­тиляция легких.

С (circulation) — искусственное поддержание кровообращения (непрямой массаж сердца).

Проходимость дыхательных путей осуществляют методом Сафара (подробно описан в вопросе 57).

Производят 2 вдоха путем «рот – в рот» так, чтобы длинна вдоха и пассивного выдоха соотносились между собой как 1:2. Далее следует проверка деятельности ССС.

При отсутствии пульса на сонных артериях в течение 10 сек, начинают компрессию грудной клетки на 4-6 см с постановкой рук реанимирующего на уровень границы средней и нижней трети грудины, соединив кисти в «замок» так, чтобы надавливание на грудную клетку осуществлялось только основанием ладони нижней руки.

Соотношение компрессий к вдуванием должно равняться 30:2 при одном реанимирующем и 15:2 при двух. Каждые 5 минут производят временную остановку реанимационных мероприятий для установления собственного пульса и дыхания пострадавшего. При отсутствии таковых, СЛР продолжается.

60. Восстановительное положение

Название неслучайно – при укладывании пострадавшего таким образом полностью восстанавливается проходимость дыхательных путей при наличии спонтанного дыхания.

Чтобы переместить ребенка в восстановительное положение, необходимо одновременно повернуть голову, плечи и тело пациента на бок. Ногу ребенка, которая будет находиться сверху, необходимо согнуть и выдвинуть колено вперед, что сделает положение устойчивым.

Ближняя нога пострадавшего сгибается в коленном суставе и фиксируется левой рукой спасателя. Ближняя рука пострадавшего устанавливается в позу обхвата шеи.

За созданные рычаги (коленный и локтевой сустав пациента) производится переворот больного на бок.

Это положение помогает поддерживать дыхательные пути в проходимом состоянии, стабилизирует шейный отдел позвоночника, минимизирует риск аспирации, ограничивает давление на костные выступы и периферические нервы.

Источник: https://cyberpedia.su/3xf07.html

Персональный сайт – СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ ДЕТЯМ ДО 1 ГОДА

Особенности реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Сердечно-легочная реанимация детям

СЛР у детей в возрасте до 1-го года

Последовательность действий:

1.     Слегка потрясите или похлопайте малыша, если вы подозреваете, что он без сознания

2.     Положите малыша на спину;

3.     Позовите кого-нибудь на помощь;

4.     Освободите дыхательные пути

Запомните! При разгибании головы малыша избегайте ее перегиба!

5.     Проверьте, есть ли дыхание, если нет, начинайте ИВЛ: глубоко вдохните, охватите ртом рот и нос малыша и сделайте два медленных неглубоких вдувания;

6.    Проверьте наличие пульса в течение 5 – 10сек. (у детей до 1 года пульс определяют на плечевой артерии);

Запомните! Если вам в это время предлагают помощь, попросите вызвать «скорую».

7.     При отсутствии пульса поставьте 2-й и 3-й пальцы на грудину, на один палец ниже линии сосков и начинайте непрямой массаж сердца

– частота не менее 100 в 1 мин.;

– глубина 2 – 3 см;

– соотношение толчков на грудину и вдуваний – 5:1 (10 циклов в минуту);

Запомните! Если пульс есть, а дыхание не определяется; ИВЛ проводят с частотой 20 вдуваний в мин. (1 вдувание каждые 3 сек)!

8.     После проведения непрямого массажа сердца переходят к ИВЛ; сделайте полных 4 цикла

У детей до 1 года нарушение дыхания чаще всего вызвано инородным телом в дыхательных путях.

Как и у взрослого пострадавшего, закупорка дыхательных путей может быть частичной или полной. При частичной закупорке дыхательных путей малыш испуган, кашляет, вдыхает с трудом и шумно. При полной закупоркой дыхательных путей – кожные покровы бледнеют, губы становятся синюшными, кашля нет.

Последовательность действий при реанимации малыша с полной закупоркой дыхательных путей:

1.    Положите малыша на свое левое предплечье лицом вниз, чтобы голова ребенка «свешивалась» с руки спасателя;

2. Сделайте 4 хлопка по спине пострадавшего основанием ладони;

3.     Переложите малыша на другое предплечье лицом вверх;

4.     Сделайте 4 нажатия на грудную клетку, как при непрямом массаже сердца;

5.     Выполняйте 1 – 4 этапы до тех пор, пока не восстановится проходимость дыхательных путей или малыш не потеряет сознание;

Запомните! Попытка удалить инородное тело вслепую, как и у взрослых, не допустима!

6.     Если малыш потерял сознание, сделайте цикл из 4-х хлопков по спине, 4-х толчков на грудину;

7.     Осмотрите рот пострадавшего:

– если инородное тело видно, удалите его и сделайте ИВЛ (2 вдувания);

– если инородное тело не удалено, повторяйте хлопки по спине, толчки на грудину, осмотр рта и ИВЛ до тех пор, пока грудь малыша не поднимется:
– после 2 удачных вдуваний, проверьте пульс на плечевой артерии.

Особенности ИВЛ у детей

        Для восстановления дыхания у детей до 1 года ИВЛ осуществляют «изо рта в рот и нос», у детей старше 1 года – способом «изо рта в рот». Оба способа проводятся в положении ребенка на спине.

Детям до 1 года под спину кладут невысокий валик (н-р, сложенное одеяло), или слегка приподнимают верхнюю часть туловища подведенной под спину рукой, голову ребенка слегка запрокидывают.

Оказывающий помощь делает неглубокий вдох, герметично охватывает ртом рот и нос ребенка до 1 года или только рот у детей старше года, и вдувает в дыхательные пути воздух, объем которого должен быть тем меньше, чем меньше ребенок.

У новорожденных объем вдыхаемого воздуха составляет 30-40 мл. При достаточном объеме вдуваемого воздуха и попадании воздуха в легкие (а не в желудок) появляются движения грудной клетки. Закончив вдувание, нужно убедиться, опускается ли грудная клетка.

        Вдувание чрезмерно большого для ребенка объема воздуха может привести к тяжелым последствиям – к разрыву альвеол и легочной ткани и выходу воздуха в плевральную полость.

Запомните!

        Частота вдуваний должна соответствовать возрастной частоте дыхательных движений, которые с возрастом уменьшается.

В среднем ЧДД в 1 минуту составляет:

– у новорожденных и детей до 4 месяцев – 40

– у детей 4-6 месяцев – 35-40

– у детей 7 месяцев – 35-30

– у детей 2-4 лет – 30-25

– у детей 4-6 лет – около25

– у детей 6-12 лет – 22-20

– у детей 12-15 лет – 20-18 лет.

Особенности непрямого массажа сердца у детей

У детей грудная стенка эластичная, поэтому непрямой массаж сердца выполняют с меньшими усилиями и с большей эффективностью.

Методика непрямого массажа сердца у детей зависит от возраста ребенка. Детям до 1 года достаточно надавливать на грудину 1-2 пальцами. Для этого оказывающий помощь укладывает ребенка на спину головой к себе, охватывает его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки, а концы их – на нижней трети грудины, остальные пальцы подкладываются под спину.

Детям старше 1 года до 7 лет массаж сердца производят, стоя сбоку, основанием одной кисти, а более старшим детям – обеими кистями рук (как взрослым).

Во время массажа грудная клетка должна прогибаться на 1-1,5 см у новорожденных, на 2-2,5 см у детей 1-12 месяцев, 3-4 см у детей старше года.

Число надавливаний на грудину в течение 1 минуты должно соответствовать средней возрастной частоте пульса, которое составляет:

– у новорожденных – 140

– у детей 6 месяцев – 130-135

– у детей 1 года – 120-125

– у детей 2 лет  – 110-115

– у детей 3 лет  – 105-110

– у детей 4 лет  – 100-105

– у детей 5 лет  – 100

– у детей 6 лет  – 90-95

– у детей 7 лет  – 85-90

– у детей 8-9 лет  – 80-85

– у детей 10-12 лет  – 80

– у детей 13-15лет  – 75

Учебная литература

УМП по Основам сестринского дела, редакция к.м.н. А.И.Шпирна, М., ГОУ ВУНМЦ, 2003г., стр. 683-684, 687-988.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская, Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода, М., 1997г., стр.207-211.

презентация

Источник: https://shtyrts-galina6.ucoz.ru/index/serdechno_legochnaja_reanimacija_detjam_do_1_goda/0-37

Глава 32. Сердечно-легочная реанимация новорожденных

Особенности реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Для оказания неотложной помощи при внезапной остановке сердца на выезд приезжает специальная кардиологическая бригада, чья задача – проведение расширенных реанимационных мероприятий и немедленная доставка пациента в больницу. Она работает по протоколу, включающему такую последовательность действий:

  1. Проверка жизненных показателей и постановка диагноза. Для этого применяют более широкий арсенал оборудования, в том числе электрокардиограф. Необходимо исключить другие причины клинической смерти, такие как кровотечение или блокада.
  2. Возобновление проводимости верхних дыхательных путей. Для максимально эффективного обеспечения кислорода делают их интубацию.
  3. Реанимационные мероприятия проводят по тому же алгоритму, что указан выше, но для ИВЛ используют дыхательные маски, мешок Амбу или аппарат искусственной вентиляции.
  4. При наличии мерцательной тахикардии или фибрилляции желудочков на ЭКГ поднимают вопрос о применении дефибрилляции.
  5. Производят медикаментозную поддержку путем внутривенного или внутрисердечного введения таких препаратов как «Адреналин» (1 мл 0,1% в 19 мл раствора NaCl 0,9%) и «Кордарон» (при наличии аритмий, 300 мг в/в).

Алгоритм оказания неотложной помощи детям

1. Основные признаки клинической смерти: отсутствие дыхания, сердцебиения и сознания; исчезновение пульса на крупных артериях (сонные, бедренные); бледный или сероземлистый цвет кожи; зрачки широкие, без реакции их на свет.

Неотложные мероприятия. Оживление ребенка с признаками остановки кровообращения и дыхания надо начинать немедленно, с первых секунд констатации этого состояния.

Два обязательных действия до начала сердечно-легочной реанимации (далее-СЛР):

  • отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
  • при возможности вызвать на себя специализированную бригаду.

1.1. Последовательность реанимационных мероприятий:

1.1.1. восстановление проходимости дыхательных путей:

  • уложить больного на спину на твердую поверхность (стол, асфальт, пол);
  • очистить механически ротовую полость и глотку от слизи и рвотных масс;
  • слегка запрокинуть голову, выпрямляя дыхательные пути
  • (противопоказано при подозрении на травму шейного отдела), под шею
  • кладут мягкий валик, сделанный из полотенца или простыни;
  • выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, что предупреждает прилегание языка к задней стенке глотки и облегчает доступ воздуха.

1.1.2. восстановление дыхания: начать искусственную вентиляцию легких (далее-ИВЛ) мешком «Амбу» (при отсутствии — экспираторными методами «изо рта в рот» — у детей старше 1 года, «изо рта в рот и нос» — у детей до 1 года), частота дыхательных циклов зависит от возраста пациента:

  • у новорожденных – 40 в 1 мин,
  • у детей первых лет жизни – 20 в 1 мин,
  • у подростков – 15 в 1 мин.

1.1.3. восстановление кровообращения – закрытый массаж сердца (далее – ЗМС): 1.1.3.1. точка приложения силы при компрессии:

  • у детей до 1 года располагается на ширину одного пальца ниже сосковой линии;
  • у детей 1-7 лет — нижняя часть грудины;
  • у детей старше 10 лет — нижняя часть грудины.

1.1.3.2. глубина вдавления грудной клетки:

  • до 1 года — 1,5 — 2,5 см;
  • 1 -7 лет — 2,5 — 3,5 см;
  • старше 10 лет — 4 -5 см.

1.1.3.3. у новорожденных и детей первого года жизни ЗМС производят 2 пальцами, от 1 года до 8 лет – ладонью одной руки, старше 8 лет – кистями обеих рук. 1.1.3.4. частота компрессий в 1 минуту:

  • до 1 года — 100 – 120;
  • 1-8 лет — 80 – 100;
  • старше 8 лет – 80.

1.1.3.5. соотношение между ИВЛ и ЗМС:

  • 1 реаниматор 2 : 15 (2 вдоха – 15 компрессий);
  • у грудных детей соотношение 1 : 5 даже при работе 1 врача;
  • при работе 2 и более реаниматоров соотношение ИВЛ и ЗМС 1 : 5.
  • Состояние ребенка повторно оценивается через 1 минуту после начала реанимации и затем каждые 2-3 мин.

1.2. Критерии эффективности ИВЛ и ЗМС:

  • наличие пульсовой волны на сонных артериях в такт компрессии грудины;
  • уменьшение степени цианоза кожи и слизистых;
  • сужение зрачков и появление реакции на свет.

1.3. Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни: 1.3.1. если сердцебиение не восстанавливается, не прекращая проведения ИВЛ и ЗМС, обеспечить доступ к периферической вене и ввести в/в:

  • 0,18% раствор эпинефрина из расчета 0,01 мл/кг, разводят 1 мл 0,18% эпинефрина на 9 мл 0,9% раствора натрия хлорида и вводят 0,1 мл/кг 0,018% разведенного эпинефрина, по показаниям эту дозу можно повторять через 3-5 мин в течение СЛР;
  • 0,1% раствор атропина сульфата из расчета 0,02 мг/кг (0,02 мл/кг), эту дозу можно повторить через 5 мин, но не более 4 раз на всю СЛР (доза 0,1% атропина не должна превышать 1 мг на всю СЛР);
  • по показаниям (продолжительность СЛР более 8-10 мин) раствор бикарбоната натрия из расчета 1 ммоль/кг (1 мл/кг 8,4% раствора бикарбоната натрия или 2 мл/кг 4% раствора) в/в медленно в течение 2 мин и обязательно при адекватной ИВЛ;
  • для введения эпинефрина и натрия бикарбоната необходимо использовать разные венозные доступы;
  • 2% раствор лидокаина из расчета 1 мг/кг (у новорожденных 0,5 мг/кг) при фибрилляции сердца;

1.3.2. инфузионная терапия:

  • ввести 0,9% раствор натрия хлорида из расчета 10-15 мл/кг (введение растворов глюкозы при СЛР противопоказано);
  • пути введения лекарственных средств при СЛР: в/в, эндотрахеальный.

1.4. электроимпульсная терапия (далее-ЭИТ), показания к применению:

  • фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия;
  • ЭИТ у детей проводят сериями из 3 разрядов: 2 Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг.

1.5. показания к прекращению СЛР: отсутствие положительного эффекта от проводимых в полном объеме реанимационных мероприятий в течение 30 мин в условиях нормотермии.
2. Особенности реанимации новорожденных.
2.1. Последовательность действий при реанимационной ситуации:

  • отметить время остановки кровообращения (или начала СЛР);
  • при возможности вызвать на себя специализированную бригаду;
  • насухо вытереть новорожденного;
  • осмотреть и оценить состояние (цвет слизистых, оценка дыхания, частоту сердечных сокращений);
  • очистить ротовую полость;
  • начать реанимационные мероприятия.

2.2.Осмотр и оценка состояния новорожденного

Шкала Апгар не используется для принятия решения о необходимости проведения реанимации, она предназначена для оценки состояния новорожденного не нуждающегося в реанимационной помощи. Решение о начале проведения реанимационных мероприятий принимается на основании 3 критериев. 2.2.1.

Цвет кожи – цианоз слизистых достоверно указывает на наличие гипоксемии. 2.2.2. Оценка спонтанной дыхательной активности – производится с помощью визуальной экскурсии грудной клетки и аускультации с целью установления дыхательных шумов.

Оценка только экскурсий грудной клетки недостаточно, так как возможна обструкция дыхательных путей и в этом случае дыхание будет неэффективным, несмотря на сохраняющуюся экскурсию грудной клетки.

В норме новорожденный всегда отвечает на тактильную стимуляцию, поэтому при установлении факта наличия недостаточной респираторной активности, первое действие – тактильная стимуляция (похлопывание по подошвам стоп или потирание по спине). Данные действия выполняются не более 2 раз, если нет ответа – выполнять ИВЛ мешком Амбу.

Для выполнения вентиляции мешком Амбу новорожденному с апноэ, неадекватным дыханием, или при наличии центрального цианоза используется 100% кислород.

При адекватном дыхании и частоте сердечных сокращений (далее-ЧСС) более 100 в минуту используется оксигенотерапия не более 5 л/мин через лицевую маску на короткий промежуток времени до восстановления тактильной чувствительности. Как только новорожденный становится розовым, осуществляется пошаговый «уход» от концентрации кислорода. 2.2.3. ЧСС и ритм оцениваются аускультативно. При отсутствии сердечных тонов – проводить вентиляцию мешком Амбу в течение нескольких секунд с последующей повторной оценкой. ЧСС менее 100 ударов – показание для проведения вентиляции мешком Амбу.

2.3. Последовательность реанимационных мероприятий:

  1. восстановление проходимости дыхательных путей:
  2. открыть рот, слегка разогнув голову, и выполнить аспирацию из ротоглотки и носа (аспирация должна проводиться за короткий промежуток времени);
  3. если при аспирации получен меконий – интубация трахеи (таблица 1) и аспирация из трахеобронхиального дерева (в условиях реанимационной бригады) через интубационную трубку (продолжительность манипуляции не более 20 сек);

Your browser does not support HTML5 video.

Автоматический дефибриллятор для реанимации

Это небольшой прибор, который позволяет воздействовать электрическим разрядом через грудную клетку на сердечную мышцу. Эти действия позволяют восстановить кровообращение и запустить сердце.

Не каждая остановка сердца требует проведения дефибрилляции, но портативное устройство позволяет оценить сердечный ритм и определить необходимость нанесения электрических разрядов.

Современные дефибрилляторы обладают даже способностью с помощью ых указаний подсказывать человеку, оказывающему помощь, последовательность действий.

Применение таких приборов простое и не требует наличия серьезных знаний и навыков. Разрабатывались они специально для оказания помощи в домашних условиях при отсутствии медицинского образования.

В процветающих странах такие дефибрилляторы размещаются в местах, где наблюдается большое скопление людей, например на стадионах, в развлекательных центрах, аэропортах, в учебных заведениях.

Использование прибора подразумевает следующие действия:

  1. Включить портативное устройство в цепь питания и дождаться ых инструкций.
  2. Освободить грудь пострадавшего от одежды.
  3. Если кожа вспотевшая или мокрая, то надо ее протереть салфеткой.
  4. На приборе имеется схема, показывающая, как надо расположить электроды на груди человека: один фиксируется выше соска с правой стороны от грудины, а второй прикрепляется с левой стороны, но ниже соска.
  5. Надо удостовериться, что электроды надежно присоединены к коже, а прибор подключен к источнику питания.
  6. Попросите всех отойти от пострадавшего. К нему никто не должен прикасаться в момент работы прибора.
  7. Нажать кнопку «Анализ».
  8. Прибор самостоятельно сделает анализ сердечного ритма и даст последующие указания. Если дефибриллятор примет решение о необходимости электрического воздействия на сердечную мышцу, то он известит об этом ым сообщением.
  9. Есть приборы, которые сами выполняют дефибрилляцию, а некоторые модели требуют нажатия на кнопку «Разряд».
  10. После разряда продолжить реанимационные действия.

Наличие такого прибора рядом позволит еще до приезда скорой помощи заставить сердце человека биться.

Противопоказания

Существуют несколько противопоказаний проведения сердечно-легочной реанимации, которые определяются стандартами оказания помощи:

  • Если пациент болен неизлечимой болезнью, которая рано или поздно все равно бы привела к его гибели;
  • После того, как сердце перестало биться прошло больше двадцати пяти минут;
  • Бывает и такое, что пациент погиб и при оказания всех возможных реанимирующих услуг;
  • При наличии отказа от взрослого или ребенка в письменной форме.
  • Кроме этого, существуют принципы, по которым врачи перестают реанимировать больного:
  • В процессе выяснилось, что у пациента несовместимость с каким-нибудь их препаратов;
  • После получасовой реанимации, а эффект отсутствует;
  • Дестабилизация сердечного ритма и нет возможности исправить это.

Дополнение

Если рядом с вами никого нет, то в процессе подготовки к СЛР постарайтесь позвать на помощь. Если никто не откликнется, начните реанимировать пациента и в перерыве между циклами (т.е. через 3-5 цикла) вызовите скорую помощь.

P.S. Если вы сомневаетесь в правильности своих действий, сразу же набирайте номер скорой помощи и включайте громкую связь. Таким образом, вам смогут дать нужные указания и ваши руки будут свободны, чтобы выполнять эти указания.

Если вам никто не может помочь и у вас нет возможности вызвать скорую помощь, продолжайте СЛР сколько сможете. Но когда вы почувствуете полное истощение, закружится голова, потемнеет в глазах, немедленно прекращайте все ваши действия. Иначе вы рискуете лечь рядом с умирающим, и тогда найдут уже не один труп, а два.

Если рядом с вами есть люди, то постарайтесь их организовать для спасения человека. Необходимо быстро распределить роли: один звонит в скорую, другой держит к верху ноги пострадавшего (желательно, но если нет такой возможности, то ноги не трогают), третий делает массаж сердца, четвертый искусственную вентиляцию легких.

В том случае, когда есть два реаниматора, то один сразу же осуществляет 30 нажатий на грудную клетку, после чего останавливается и второй реаниматор вдувает воздух в пострадавшего, затем первый снова начинает массаж сердца. После нескольких циклов реаниматорам стоит поменяться местами, дабы быстро не истощиться.

https://www.youtube.com/watch?v=A60HHkEl3WQ

В случае если вы подозреваете или знаете о наличии у пострадавшего заболевания, передающиеся воздушно-капельным или алиментарным путем (напр. туберкулез в активной фазе) или же это явно асоциальный человек, можете ограничиться лишь массажем сердца без вдувания воздуха.

Чем больше людей будут владеть базовыми знаниями об оживлении человеческого организма, тем большее количество пострадавших можно будет спасти.

Техника выполнения реанимационных мероприятий

Без медицинского образования и специальных навыков по выполнению реанимационных действий можно использовать лишь три техники оказания помощи.

К ним относят прекардиальный удар, непрямой массаж сердечной мышцы, искусственное дыхание. В карете скорой помощи и стационаре медикам доступны такие виды реанимации, как фибрилляция и прямой массаж сердца.

В сочетании с этими процедурами используются необходимые медикаментозные средства.

Источник: https://MedBur.ru/serdce/slr-novorozhdennyh-algoritm.html

Особенности сердечно-легочной реанимации у новорожденных

Особенности реанимации у детей. Сердечно-легочная реанимация у новорожденных и детей

Угнетение сердечно-легочной деятельности (пульс менее 100 в минуту, апноэ или гиповентиляция, гипотензия) встречается у 12- 15% новорожденных. Своевременная и квалифицированная реани­мационная помощь позволяет не только сохранить ребенку жизнь, но и существенно сокращает риск развития тяжелых осложнений.

Этиология. Наиболее частыми причинами угнетения сердечно-легочной деятельности у новорожденных являются асфиксия, родо­вая травма, геморрагический шок, врожденные заболевания жизнен­но важных органов, побочный эффект медикаментозной терапии.

Прогнозирование вероятности рождения ребенка в критическом состоянии основывается на анализе анте- и интранатального анам­неза.

К антенатальным факторам риска относят такие заболевания ма­тери, как сахарный диабет, гипертензионные синдромы, инфекции, а также употребление матерью наркотиков и алкоголя. Из патологии беременности следует отметить много- или маловодне, перенашивание, задержку внутриутробного развития плода, наличие многоплод­ной беременности.

Интранатальные факторы риска включают преждевременные или запоздалые роды, патологические предлежания или положения пло­да, отслойку плаценты, выпадение петель пуповины, применение общей анестезии, аномалии родовой деятельности, наличие мекония в околоплодных водах и др.

Диагностика. До начала реанимационных мероприятий состояние ребенка оценивается по признакам живорожденности: наличию са­мостоятельного дыхания, сердцебиения, пульсации пуповины и про­извольных мышечных движений.

При отсутствии всех 4 признаков ребенок считается мертворожденным и реанимации не подлежит. Наличие хотя бы одного признака живорожденности является пока­занием к незамедлительному началу реанимационных мероприятий.

Алгоритм реанимационной помощи определяется 3 основными признаками: наличием самостоятельного дыхания, ЧСС и цветом кожных покровов. Оценка по шкале Апгар производится на 1-й и 5-й минутах для определения степени тяжести асфиксии, но ее показа­тели не оказывают никакого влияния на объем и последовательность реанимационных мероприятий.

Метолика реанимации новорожденных

1. Начальные мероприятия (продолжительность 20—40 с).

При отсутствии факторов риска и наличии светлых околоплодных вод сразу после рождения пересекают пуповину, ребенка насухо выти­рают теплой пеленкой и помещают под источник лучистого тепла.

Если имеется большое количество слизи в верхних дыхательных путях, ее отсасывают из ротовой полости и носовых ходов с помощью баллон­чика или катетера, подключенного к электроотсосу.

При отсутствии дыхания проводятся легкие тактильные стимуляции путем 1—2-крат­ного похлопывания по стопам.

При наличии факторов асфиксии и патологических примесей в околоплодных водах (меконий, кровь) аспирация содержимого ро­товой полости и носовых ходов выполняется сразу после рождения головки (до рождения плечиков). После рождения патологические примеси аспирируют из желудка и трахеи.

2. Первая оценка состояния и действия.

A. Дыхание:

• отсутствует (первичное или вторичное апноэ) — начать ИВЛ;

• самостоятельное, но неадекватное (судорожное, поверхност­ное, нерегулярное) — начать ИВЛ;

• самостоятельное регулярное – оценить ЧСС.

Б. Частота сердечных сокращений:

• менее 100 в 1 минуту — проводится масочная ИВЛ 100% кисло­родом до нормализации ЧСС;

• более 100 в минуту — оценивают цвет кожных покровов.

B. Цвет кожных покровов:

• полностью розовые или розовые с цианозом кистей и стоп — проводится наблюдение;

• цианотичные — ингаляции 100% кислорода через лицевую мас­ку до исчезновения цианоза.

Техника ИВЛ. ИВЛ проводится саморасправляющимся меш­ком (Ambu, Penlon, Laerdal и т.п.) через лицевую маску или интуба­ционную трубку. Перед началом ИВЛ мешок подключают к источ­нику кислорода, желательно через увлажнитель газовой смеси. 458

Ребенку под плечи подкладывают валик и слегка запрокидывают го­лову. Маску накладывают на лицо так, чтобы она верхней частью обтуратора легла на переносицу, а нижней — на подбородок. При надавливании на мешок должна отчетливо прослеживаться экскур­сия грудной клетки.

Показаниями к использованию ротового воздуховода при масочной вентиляции являются двусторонняя атрезия хоан, синдром Пьера Робена и невозможность обеспечения свободной проходимости ды­хательных путей при правильной укладке ребенка.

Интубация трахеи и переход на ИВЛ через интубационную труб­ку показаны при подозрении на диафрагмальную грыжу, неэффек­тивности масочной вентиляции в течение 1 мин, а также при апноэ или неадекватном дыхании у родившихся до 28-й недели гестации.

ИВЛ проводится 90—100% кислородно-воздушной смесью с ча­стотой 40 вдохов в минуту и отношением времени вдоха к выдоху 1:1.

3. Оценка ЧСС через 15—30 с после начала ИВЛ:

• при ЧСС более 80 в минуту продолжают ИВЛ до восстановле­ния адекватного самостоятельного дыхания;

• при ЧСС менее 80 в минуту, продолжая ИВЛ, начинают непря­мой массаж сердца.

Техника непрямого массажа сердца. Ребенка укладывают на твер­дую поверхность.

Средним и указательным пальцами одной руки или 2 большими пальцами обеих рук производят надавливания на грани­це нижней и средней трети грудины с частотой 120 в минуту.

Смеще­ние грудины по направлению к позвоночнику должно составлять 1,5— 2 см. Вентиляция легких и массаж сердца не синхронизируют, т.е. каждая манипуляция проводится в своем ритме.

4. Оценка ЧСС через 30 с после начала закрытого массажа сердца:

• при ЧСС более 80 в минуту прекращают массаж сердца и про­должают ИВЛ до восстановления адекватного самостоятельного дыхания;

• при ЧСС менее 80 в минуту продолжают непрямой массаж сер­дца, ИВЛ и начинают медикаментозную терапию.

Медикаментозная терапия. При асистолии или ЧСС менее 80 в ми­нуту безотлагательно вводят адреналин в концентрации 1:10 000. Для этого 1 мл ампулированного раствора адреналина разводят в 10 мл физиологического раствора и набирают 1 мл приготовленного раство­ра в отдельный шприц; вводят струйно внутривенно или эндотрахеально в дозе 0,1—0,3 мл на 1 кг массы тела.

5. Через каждые 30 с повторно контролируют ЧСС:

• если ЧСС превышает 80 в минуту, прекращают массаж сердца и вводят лекарственные препараты;

• при асистолии или ЧСС < 80 в минуту продолжают непрямой массаж сердца, ИВЛ и медикаментозную терапию (адреналин в той же дозе).

При наличии признаков острой гиповолемии (бледность, слабый нитевидный пульс, низкое АД) показано введение 5% раствора аль­бумина или физиологического раствора в дозе 10—15 мл/кг. Растворы вливают внутривенно в течение 5—10 мин. Если признаки гипо­волемии сохраняются, допустимо повторное введение указанных растворов в той же дозе.

Применение натрия гидрокарбоната показано при подтвержденном декомпенсированном метаболической ацидозе (pH < 7,0; BE > -12), а также при отсутствии эффекта от ИВЛ, массажа сердца и медикаментозной те­рапии (предполагаемый тяжелый ацидоз, препятствующий восстанов­лению сердечной деятельности). Раствор натрия гидрокарбоната (4%) вводят в вену пуповины из расчета 4 мл на 1 кг массы тела (2 ммоль/л). Скорость введения 1 ммоль/л в минуту.

Если в течение 20 мин после рождения, несмотря на проводимые в полном объеме реанимационные мероприятия, у ребенка не вос­станавливается сердечная деятельность (сердцебиения отсутствуют), реанимацию в родильном зале прекращают. При положительном эф­фекте от реанимационных мероприятий ребенка переводят в ОРИТ для продолжения специализированного лечения.

Источник: https://xn--80ahc0abogjs.com/57_patologicheskaya-fiziologiya_797/osobennosti-serdechno-legochnoy-reanimatsii-58025.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.