Пример хокку на русском языке. Правила составления и примеры хокку

Басё – наше всё, или Как написать хокку и хайку. Пособие для

Пример хокку на русском языке. Правила составления и примеры хокку
изображение из свободного источника

Нет, это не будет текст по углубленному вводу в японскую поэзию и связанное с этим скучное, заумное и долгое растекание мыслью по древу. Будет сжатый вывод, вытяжка из моря информации и, надеюсь, для кого-то и руководство к действию. Но для начала давайте вспомним откуда всё пошло… Вы играли когда-нибудь в буриме? Думаю, наверняка.

Вот японцы тоже любили нечто подобное, но у них это принимало более грандиозные масштабы. “Рэнга” (нанизывание строф) – литературная игра в которой одно произведение, построфно, пишет множество авторов. Число авторов могло доходить до нескольких сотен. Очень популярным сие занятие было у древних, просвещённых японцев. Рэнга состояла из пятистиший – танка.

Первый автор писал первое трёхстишие, второй дописывал двухстишие, образуя классическую танка. Третий автор писал вновь трехстишие, которое образовывало с предыдущим двустишием обратную танка. И так до бесконечности. Обратите внимание на разделение танка на строфы- 3+2. Вот эта первая строфа-трёхстишие и ушла в народ под названием … хайку. Да-да, именно хайку, а не хокку.

Далее народное творчество трансформировало эту строфу, сделав упор на ироничность. Хайку – комическое трехстишие. Главным в ней была ирония, о качестве и поэтичности тогда особо никто не пёкся. Пот сути, хайку – это японский анекдот. И жанр этот был невероятно популярен. А затем появился Басё… Басё поднял жанр хайку на качественно другой уровень, а главное, создал хокку.

В отличие от довольно свободного хайку, у хокку есть свод непреложных правил. Хокку тогда – это первое трёхстишие рэнга. Особое трехстишие, задающее и тон, и красоту всей рэнга. Хокку ценились настолько высоко, что их издавали отдельными сборниками. Лучшие хокку становились достоянием нации. Басё сыграл особую роль.

Он не только превратил фольклор в высокую поэзию, но и обозначив довольно строгие правила по написанию хокку, придав качественную составляющую, сделал столпом вака.

Основные правила, постулаты, душа хокку – это эстетика и простота. Оно должно нести выраженный, аккумулированный эстетический посыл сконцентрированный в минимальном количестве слов. Но есть и ряд других: # Сезонность. – В хокку всегда есть отсыл ко времени года – это дань рэнга, как правило, писавшейся по сезонам.

Образы должны подбираться тонко, но в тоже время понятно и без метафор. “Яблоня в цвету” – совершенно определенно перенесет нас в весну и т. д. В хайку это правило действует не столь строго, но все же желательно. # Объективизм. – Никаких метафор.

Автор прямо описывает то что видит, или то что возможно увидеть и реально, без троп и надуманных фантазий. Кстати, всё это, напротив, приветствуется в хайку. # Обезличивание. – Хокку это философия природы и созерцания, но не прямое проявление чувств и действий человека/автора. В хайку это правило не так строго действует.

# Киредзи – “режущее слово” – В японском языке существуют такие слова, которые не несут за собой отдельного смысла, а являются проявлением эмоций и используются исключительно в связке, создавая нужную паузу – “созерцательное удивление”, “замирание”, “тихий восторг”. В русском языке такие акценты добиваются разделением на строки.

В хайку киредзи не обязательны, но все же деление на слоги должно быть логичным и обусловленным. Никаких анжамбеманов! # Слоги. – В русскоязычном хокку принято четкое количество слогов – 17-ть, также четкое деление по строкам (5-7-5). Это правило не обязательно (но желательно) для хайку. # Ритм.

– Красота и плавность ритма – обязательное условие, как основа эстетики текста. Касается как хокку так и хайку. Наиболее выигрышными считаются ритмосхемы: 1-4 1-4-7 1-4

2-4 2-4-6 2-4 Но здесь определяющий фактор именно красота, текучесть, так что возможны варианты. # Смысловой рисунок. – Теза, связка и антитеза. В первой строке заявляется образ, который посредством второй строки связывается с образом номер два из третьей строки.

По сути, хокку – это два образа, которые либо в родстве, либо напротив, антагоничны, но союз их создаёт некую эстетическую единицу, поэтическое откровение. Для хайку двуобразность не является обязательным условием. # Местоимения.

– В хокку лучше обходиться без них, но всё же, если они присутствуют, то относиться они могут лишь к явлениям природы и ее объектам. # Меньше глаголов. Не более двух. Для хайку это требование несёт рекомендательный характер. # Время. – Время в хокку и хайку только одно – сейчас.

Поэтому какие либо указания времени (через год, вчера, сегодня, завтра…) недопустимы. # Знаки препинания. – Минимум. Восклицательный, вопросительный знаки и многоточие запрещены. Точка в конце не обязательна. # НИКАКИХ РИФМ!!! Вообще! Да, совсем нельзя. Да, и в хайку тоже. Крепитесь. # Чувства.

 - В хокку стараются не применять названия чувств. Хокку вызывает чувства, а не называет их. (В хайку тоже) # Красивости – В хокку избегаем. Как и метафоричности, напыщенности, выспренности. Впрочем банальности избегаем тоже. Грань тонка. Это сложно. Очень сложно. Но на то хокку и хокку. Хокку вам не хайка)

Внутренний мир, выраженный через внешний, через простоту, через гармонию или дисгармонию сущего; обезличенно, но в тоже время, глубоко — вот основная философия хокку, так отличающая его от более озорного и/или витиевато украшенного хайку.

Тина Арген

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cdd72d0c0a52100b32a293a/base-nashe-vse-ili-kak-napisat-hokku-i-haiku-posobie-dlia-chainikov-5dddcfbd6c428f7920c2e5c7

Правила написания хокку или

Пример хокку на русском языке. Правила составления и примеры хокку

для всех, кто думает, что “он написал хокку”..

Помимо пресловутого 5-7-5 хокку прежде всего – это момент жизни. это “здесь и сейчас”. И это “здесь и сейчас” намного важнее 5-7-5.

Зарождение жанра в мире, где постижение самости достигается путем отречения от нее, обретение индивидуальности – через приобщение к однородной внешней атрибутике, а обретение свободы – путем аскетизма и самоограничения, привело к тому, что через скупость слов автор сообщает только то, что действительно есть, вышелушивая лишние слова, и оставляя только то, что необходимо. В хокку исключается “я”, восприятие реальности через хокку сводится к восприятию момента и действия, происходящего непосредственно перед нами, и читатель наполняет собственной точкой зрения и фантазией каркас из времени, действия и окружающей действительности. Таким образом читатель становится со-творцом автора. А автор – со-творцом того, кто сотворил вселенную, наблюдая момент ее проявления. “Я” в хокку присутствует лишь как еще один кусочек вселенной, как птица или ветер, свет солнца или плеск волны. Как явление, а не как трансформирующий реальность призмой своего восприятия самовлюбленный эгоцентрик. Читая хокку, мы видим то, что есть, то, чему стал свидетелем автор, а не то, что он хотел сказать по этому поводу, не то, как он это понял или почувствовал. Мы сами – чувствуем и видим то, что видел он. И наши чувства не обязаны быть такими же, как в тот момент у автора. Потому что он не навязывает нам свое восприятие, но предлагает воспринять самим, разделить с ним этот момент.

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.

Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, весьма аутентичная и самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации – философы и созерцатели. В моменты наивысшего подъема у таких людей рождаются стихи, известные во всем мире, как хокку.

Принцип их создания достаточно прост и, в то же время, сложен. Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.

Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными. Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.

В японской поэзии существуют довольно жесткие правила написания хокку, которые основаны на таких принципах, как ритм, техника дыхания и особенности языка. Так, подлинные японские хокку создаются по принципу 5-7-5. Это означает, что в первой и последней строчке должно быть ровно по пять слогов, а во второй – семь.

Кроме этого, все стихотворение должно состоять из 17 слов. Естественно, что соблюсти эти правила могут лишь люди, которые не только обладают богатым воображением и лишенным условностей внутренним миром, но и великолепным литературным слогом, а также умением емко и красочно излагать свои мысли.

Стоит отметить, что правило 5-7-5 не распространяется на стихи хокку, если они создаются на других языках. Связано это, в первую очередь, с лингвистическими особенностями японской речи, ее ритмом и певучестью. Поэтому хокку, написанные на русском языке, могут содержать в каждой строчке произвольное количество слогов. То же самое касается и количества слов.

Неизменным остается лишь трехстрочная форма стихотворения, в котором отсутствует рифма, но при этом фразы строятся таким образом, что создают особый ритм, передавая слушателю некий импульс, заставляющий человека мысленно нарисовать картинно того, что он услышал.

Существует еще одно правило хокку, которого, впрочем, авторы придерживаются по собственному усмотрению. Оно заключается в контрастности фраз, когда живое соседствует с мертвым, а сила природы противостоит умению человека.

Однако стоит отметить, что контрастные хокку обладают гораздо большей образностью и притягательностью, создавая в воображении читателя либо слушателя причудливые картины мироздания.

Написание хокку не требует целенаправленных усилий и концентрации внимания. Процесс написания подобных стихов происходит не по воле сознания, а продиктован нашим подсознанием. Только мимолетные фразы, навеянные увиденным, могут в полной мере соответствовать концепции хокку и претендовать на звание литературных шедевров.

pishi-stihi.ru/pravila-napisaniya-hokku.html

Один из самых известных жанров японской поэзии – Хокку, постичь их тайный смысл написания способен не каждый. Мы постараемся объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения.

В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно нарушить. Первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти.

Всего же хокку должно состоять из 17 слогов.

Однако в русском языке стилистика текста соблюдается редко. Соблюдения этого правила не важно, помните, что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке. Хокку самый уникальный жанр в поэзии всех народов, он несет в себе всего одно мгновение. Первая строка предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше, вторая раскрывает смысл первой, а вот третья придает стихотворению особый колорит, третья же строка является неожиданным выводом всего произведения. Кладбищенский забор Не может больше сдерживать Напора тюльпанов! Здесь чувствуется контраст мертвого и живого. Самое интересное, что мысль стихотворения не высказывается напрямую, а выбирает извилистые дороги. Именно это придает хокку ощущение картины, которую мы видим перед глазами. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при написании хокку. Первая – отсутствие контраста, вторая огромное насыщение словами, частое повторение похожих схем и вопросов, и самая распространенная – концентрация на себе. Ветер сдул мою шапку- Я бросился следом По улице. Это легко исправить, заменив некоторые слова и местоимения: Мартовский ветер- По улице катится Моя шапка.Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека.

С помощью этих замысловатых стихов можно многое рассказать как о подсознании, так и проблемах человека, можно узнать, как человек воспринимает окружающий мир. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть.

Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Иногда они настолько быстро возникают, что каждая написанная вами строка является практически шедевром искусства.

Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…

parnasse.ru/forum/thread138.html

Японская поэзия всегда тяготела к краткости.

Для понимания хокку важно познакомиться с особенностями образа жизни японцев, их философского восприятия мира.Время рождения хокку совпало в Японии со временем необычайного расцвета дзен-буддизма (17 век), который веком раньше получил статус государственной религии. И это совпадение не случайно: дзен и хокку связаны неразрывно.

Цель практики Дзен — САТОРИ — озарение, просветление, достижение — это означало, что истина доступна человеку здесь и сейчас, надо только суметь ее увидеть.Но каждому озарению предшествовали годы ослушания. Поэзия, созданная духом Дзен, лишь часть ежедневной практики, результат которой — полная гармония с окружающим миром.

В конце первого тысячелетия ведущим жанром в японской поэзии стала ТАНКА, что значит «короткая песня». В танке воспевали все достойные внимания события — цветение сакуры, свидание с любимой, расставание с ней же и даже назначение на должность. Последние две строки танки — АГАКУ — отделялись паузой от первых трех — хокку, что означает «начальный стих».Хокку писали и как отдельный жанр.

Впоследствии за хокку закрепилось и другое имя — «хайку», что означает «комические стихи» (первоначально трехстишия носили шуточный характер).Позднее хокку стали преимущественно лирическими стихотворениями о природе.Существуют правила написания хокку:1. Каждое хокку имеет три строки.2. В первой и третьей строке по 5 слогов, в средней — 7 слогов.3.

Хокку строится вокруг КИТО — слов, указывающих на время года.4. Части композиции связываются мимолетным переживанием.Хокку стало возможностью выразить свое душевное состояние или впечатление. На первое место выдвинулась тема САБИ — просветленного одиночества, покоя, отрешенности от мира суетного бытия, размышления о бренности мира, превратностях судьбы, а так же пейзажная лирика.

Поэзия, чайная церемония и воинское искусство — все росло из одной сердцевины — невозмутимости духа, дзенской отрешенности, оборотной стороной которой было пристальное внимание к миру, способность видеть «вечность в чашечке цветка». Умение восхищаться красотой бренного мира облагораживало каждое мгновение существования, вплоть до последнего мига.

Недаром у самураев был распространен обычай слагать перед смертью прощальное стихотворение.Катаока Такафуса сложил, уходя на смерть, строки:Легче гусиного пухаЖизнь улетает…Снежное утро. Признанный классик японской поэзии 17 века — Мацуэ Басе.

Как же это, друзья?Человек глядит на вишни в цвету,А на поясе длинный меч! Как разлилась река!Цапля бредет на коротких ножках —По колено в воде… Снова встают с земли,Тусклея во мгле, хризантемы,Прибитые сильным ветром. О, сколько их на полях!Но каждый цветет по-своему, —В этом высший подвиг цветка! Отчего я так сильноЭтой осенью старость почуял?Облака и птицы.

Где, на каком они дереве,Эти цветы — не знаю,Но ароматом повеяло.Дзен-буддистская философия полагала, что человек рождается чистым, свободным от условностей и лишь в течение жизни этими условностями «замутняется». Общение с красотой очищает — верили японцы еще в древности. А красоту можно найти во всем, что окружает — это индивидуально для каждого.Красота способствует чувствованию.

Хокку — способ самопознания и самовыражения. Это творческое состояние — БЫТЬ.

characterology.ru/school-method/methodics/Creat…

Источник: https://www.diary.ru/~ashurana/p195336971.htm?oam

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.