Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности. Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Литература для подготовки к занятиям

Отличие психической деятельности животных от психики человека

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности. Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Литература для подготовки к занятиям

(А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики»)

1. Деятельность животных является инстинктивно-биологической, т.е. деятельность животного осуществляется по отношению к предмету жизненной биологической потребности. (следовательно, возможности психического отражения животными окружающей действительности являются принципиально ограниченными)

2. У животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности.

3. Животные не отделяют объективный предмет от своего отношения к нему.

4. Отношения животных к себе подобным не отличаются от отношений к другим внешним объектам.

5. У животных нет общества, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его процессов происходит в пределах их инстинктивной деятельности.

6. У животных нет разделения труда ( у обезьян есть подобие разделения труда, но оно определяется биологическими причинами, а не объективными условиями, которые складываются в развитии самой деятельности) .

7. У животных нет и самого труда – процесса по самой природе своей общественного.

переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход :

· К человеческим формам жизни

· К человеческой, общественной по природе своей, трудовой деятельности

Связан не только с изменениями принципиального строения деятельности, но и возникновением новой формы отражения действительности.

Главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики :

· У животных – законы биологической эволюции,

· У человека – законы общественно-исторического развития.

9. Сознание и его психологическая характеристика

Сознание – форма активно-познающего отражения или отражение, выделяющее активные устойчивые св-ва предметной действительности.

Сознаниеявляется высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку.

Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

Характеристики сознания:

– активность

– интенциональность сознания, т.е его направленность

– способность к самонаблюдению (рефлексия)

– в процессе онтогенеза у человека формируется индивидуальная «я -концепция»

Структура сознания:

– чувственная ткань (сумма непосредственных ощущений, на которых строится психическое отражение)

– значение

– личностный смысл (связь с собственными актуальными потребностями)

– бессознательное

Различные подходы к пониманию сознания:

Структуралисты: В.

Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» – нечто вроде Периодической системы элементов для сознания.

Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно – прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание.

Функционалисты: У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У.

Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание – это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики». Он же в итоге пришел к выводу, что сознание – не существующая в реальности фикция. Бихевиоризм:Сознание – это внутреннее поведение.

Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).Деятельностный подход:Принцип единства сознания и деятельности.

Сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Дата добавления: 2015-05-05; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Определение психологии как науки | Общее представление о воле | Групповая динамика. Социальное познание | Объект, предмет, задачи, методы и функции современной педагогики | Основные категории педагогики. | Воспитание в педагогическом процессе. Общие методы воспитания |

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/3-167975.html

Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности. Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Литература для подготовки к занятиям

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного.

Так, ни в какое сравнение не идет “язык” животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно.

Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался.

Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в “языке” животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное – раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации.

Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости – сознательно.

Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации Животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок.

Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом животные не живут в мире постоянных вещей.

Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно – в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата.

В отличии от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека – передача общественного опыта . И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель.

И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт . общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека.

Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт . С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах .

Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует – положительные или отрицательные эмоции.

Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.

Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Если на протяжении развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития .

Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность.

Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческий детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания.

Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций.

Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных : человек – продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада – в общество, была трудовая деятельность т. е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий.

Дата добавления: 2015-08-26 | Просмотры: 1874 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

19

| 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |

Источник: https://medlec.org/lek2-31112.html

Особенности психической деятельности высших животных

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности. Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Литература для подготовки к занятиям

У позвоночных, которые находятся на высших ступенях эволюционного развития, возникают новые формы индивидуально-меняющейся поведения, которые могут обозначаться как “интеллектуальная” поведение.

Особенностью такого поведения является то, что ориентировка в условиях задачи не носит характера проб и ошибок, а начинает предшествовать им .

Выделяется особая форма предварительной ориентировочной деятельности, в процессе которой начинает вырабатываться программа дальнейшего решения задачи, в то время как движение становится лишь исполнительным звеном в этой сложно построенной деятельности.

Поведение начинает приобретать сложных видов со сложной структурой, содержит: 1) ориентировочную исследовательскую деятельность, приводит к формированию схемы решения задачи; 2) формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных на достижение цели; 3) сопоставление выполненных программ действий с исходным намерением. Характерной особенностью такой деятельности является саморегуляция: если действие приводит к достижению цели, то она прекращается, если не приводит, то к мозгу животного поступает соответствующий сигнал и попытки решить задачу повторяются.

Поведение животных на этой стадии развития характеризуется двумя явлениями. Первое – экстраполяционный рефлекс и развитие сложных форм памяти.

Некоторые животного не подчиняют своего поведения непосредственном восприятию объекта, а прослеживают его движение и ориентируются на его ожидаемое перемещение.

Экстраполяционный рефлекс, особенно предсказуемое поведение, является одним из важных источников формирования “интеллектуальной” поведения животных.

Второе явление – это растущая сложность восприятия и устойчивость памяти.

Это было доказано в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями: на глазах у животного в ящик клали приманку и через некоторое время животное отпускали. Если след в памяти оставался – животное бежала к ящику.

Следует отметить, что устойчивость памяти увеличивается с усложнением строения мозга животного и составляет, например, у крысы – 10-20 сек., У обезьяны -16-48 часов.

Исследование поведения высших животных был основан В.Келлером. Он ставил обезьяну сложные условия, когда непосредственное достижение цели было невозможно. Обезьяна должна была использовать или обходной путь, или специальное орудие, чтобы достать приманку. В.

Келлер выявил определенные закономерности поведения животное подобной ситуации.

Сначала обезьяна пыталась непосредственно достать приманку, но после безрезультатных попыток наступал период, когда она неподвижно сидела и рассматривала ситуацию, пока не возникало правильного решения задачи.

Описанное поведение обезьян по-разному объясняется разными учеными. Одни считают это аналогом человеческого интеллекта и проявлением творческого мышления. Другие рассматривают использование орудий как результат переноса предыдущего опыта. Павлов называл интеллектуальное поведение животных “рунным мышлением”.

Таким образом, развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде, и психическое отражение является функцией соответствующих органов, формируются в ходе этого приспособления.

Интеллектуальная поведение животных является той чертой, за которой начинается качественно новый этап развития психики, а именно – история развития человеческого сознания.

Как было показано выше, развитие жизни приводит к такой изм ины физиологической организации животных и возникновения у них таких органов и систем, которые являются функцией отображения окружающей действительности. Изменения условий существования обусловливают изменения строения и деятельности животных, результатом чего является превращение органов и их функций и появление новых форм психического отражения.

Между психикой животных и человека существует несколько главных отличий.

Первое отличие любой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Деятельность животные возможна только по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда остается в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе.

В связи с этим и возможность психического отражения животными окружающего мира также ограничена, поскольку включает только стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому в противовес человеку у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.

Для животного любой предмет действительности выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Второе отличие заключается в следующем; отношение животных к себе подобным не отличается от их отношения к другим внешним объектов, что связано с фактом отсутствия у животных общества.

Некоторые авторы считают, что у животных существует разделение труда (пчелы, муравьи).

Но в действительности у животных настоящего разделения труда не существует, основой выполнения животными различных функций являются биологические факторы, а не объективные условия.

Различия между человеком и животными заключаются и в особенностях их “языка”. Общение между животными происходит с помощью звуков, которые только внешне подобные человеческой речи. Эти процессы отличные по своей сути. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, а как на отраженную в языке реальность.

Голосовое общение животных отличается от общения людей. Животное отвечает на голос другого животного независимо от того, что отражает данный речевой сигнал: он несет для нее лишь определенный биологический смысл . То есть общение животных по своему содержанию и по характеру процессов, с помощью которых оно осуществляется, полностью остается в пределах инстинктивной деятельности.

Возникновение сознания связано с началом нового, высшего этапа развития психики. В отличие от психического отражения, свойственного животным, сознательное отражение – это отражение предметной действительности.

Хотя сознание и имеет свою предысторию в эволюции животного мира, впервые она возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений.

Сознательная деятельность человека имеет три характерные особенности, которые отличают ее от поведения животных.

Первая особенность заключается в том, что сознательная деятельность человека не обязательно связана с биологическими мотивами. Нередко встречаются ситуации, когда сознательная деятельность человека не только не подчиняется биологическим воздействиям и потребностям, но и входит в конфликт с ними и даже подавляет их (например, героизм).

Второй особенностью сознательной деятельности необязательная ее определенность наглядными впечатлениями от среды. Человек может отражать условия среды гораздо глубже, чем животное. Благодаря абстрагированию человек проникает в глубинные связи и отношения вещей, ориентируясь при этом не на внешние впечатления, а глубинные их закономерности.

Третья особенность заключается в том, что подавляющее большинство знаний и умений человека формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в истории общества, передается в ходе обучения. Подавляющее большинство знаний и умений человека не является результатом ее собственного опыта, а приобретаются путем усвоения общественно-исторического опыта поколений.

Таким образом, особенности высшей формы жизни, свойственной только человеку, следует искать в социально-исторической форме жизнедеятельности, связанной с общественным трудом, использованием орудий и возникновением языка.

Источник: https://studbooks.net/16185/psihologiya/osobennosti_psihicheskoy_deyatelnosti_vysshih_zhivotnyh

Сравнительный анализ психики человека и животного

Психическая деятельность человека отличается от психической деятельности. Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Литература для подготовки к занятиям

Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №3 (3) Октябрь, 2016

УДК 159.92

Дата публикации 29.10.2016

Угликова Роза Анатольевна
Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского Федерального Университета, г. Пятигорск

Аннотация: В статье рассмотрено поведение человека и животных в различных ситуациях. Выявлены различия человеческого мозга от мозга животных. Проанализировано поведение животных в дикой среде.
Ключевые слова: мышление, инстинкт, человек, животные, психика, психология, эмоции, стресс, интеллект

Comparative analysis of the human psyche and the animal

Uglikova Rosa Anatolyevna
Institute of service, tourism and design, branch of the North Caucasian Federal University, Pyatigorsk

Abstract: The article considers the behavior of humans and animals in various situations. The differences of the human brain from the animal brain. Analyzed animal behavior in the wild.
Keywords: thinking, instinct, man, animals, psyche, psychology, emotions, stress, intelligence

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.

Но в данной статье будет выделены лишь самые значительные различия. Прежде всего, нужно дать определение понятию психики.

Психика – это форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется, прежде всего, в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Высшая форма психики – это сознание, которое присуще только человеку. [1]

Психика – это понятие, которое объединяет  многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существуют два различных философских понимания проявления психики: материалистическое и идеалистическое.

Согласно первому: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное. Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи –мозга.Согласно второму:сущность психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – идеи. В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.[2]

Согласно мнению ученых (Г. Уэллс, Г.В.Лейбниц), склонных  к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. В эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить  законы и движущие силы развития.

Научные и биологические исследования человеческого организма и животных показали, что человеческая и животная физиологии почти полностью совпадают. Но человек как природный вид  не повторим своим психическим устройством, который значительно отличается от психики животных. Человеческое сознание не проявляются ни у одного из видов животных, даже с наиболее развитым интеллектом.

Но в тоже время можно наблюдать некоторые сходства психики человека и животных. И человек и животные общаются с помощью  движений, поз, мимики, прикосновений. До середины XVII в. исследователи  считали, что между человеком и животными нет ничего общего, ни в поведении, ни в происхождении.

Из-за теории Ч. Дарвина в прошлом столетии начались быстрые исследования психики человека и животных. В начале настоящего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П. Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. ученые (В.А. Вагнер, В. Штерн) стали искать связь в  групповых формах поведения человека и животных.[3] Психология поведения человека и животного: передается по наследству, либо усваивается в процессе жизнедеятельности. У человека психология связана с обучением и воспитанием. Человек достигает большего, чем животное уровня развития. В результате обучение и воспитания, которым можно сознательно управлять.

Немного о психики животных. Психика животных – это внутренний мир животного, который охватывает: восприятие, память, мышление, намерения и сны. Сюда можно включить элементы психического опыта: ощущения, образы и эмоции.[4] Для животных характерно инстинктивное поведение, которое включает врожденные и наследственные компоненты поведения.

Под инстинктом понимают врожденную форму поведения,способность совершать целесообразные действия в ответ на определенный стимул или обстоятельства. Инстинктивное поведение животных связано с наследственными компонентами поведения.

 Инстинкт – врожденные поведенческие реакции, направленные на приспособление к условиям жизни, к самосохранению, удовлетворению биологических потребностей человека и животных. На разных этапах развития инстинкты у животных могут меняться подобные изменения можно характеризовать как навык. Навык подразумевает действие, которое доведено до автоматизма, путем повторений.

Это не самостоятельной форма поведения,  а механическая форма, в основе которой находится инстинкт.[5] В дальнейшем идет переход от простейших форм поведения к более высоким.

Интеллект животных строится в рамках инстинктивного поведения, поэтому они связаны друг с другом. Под интеллектом понимают совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных. Поэтому с развитием интеллектуальной деятельности каждый поступок приобретает вариантность.

Каждое действие должно быть целесообразно и адекватно, достигаться  не бессознательно, а в результате познавательному отношению действительности. В противоположность инстинкту с его слепотой и навыкам с его автоматизмом «разумное» поведение является частью интеллекта.

Разумное действие связано  с объективными условиями действительности.

Способность животного видеть пространственные соотношение предметов является предпосылкой интеллекта. Развитие интеллекта связано с развитием двигательного аппарата, способностью к произвольному движению. Поэтому очень важно развитие руки и зрения и при этом наблюдать результаты  собственные воздействия на окружающий мир.

В результате появления интеллекта развитии руки и зрения, биологические предпосылки зарождаются у высших форм животных. Например, среди млекопитающих дельфины считаются более разумными так: есть много случаев, когда дельфины «спасали» тонущих людей, они быстро поднимали их наверх.

Такой же случай был замечен с белыми касатками, которые спасли свою дрессировщицу, внезапно упавшую на дно. Довольно развитым интеллектом обладают слоны. Они также объединяются в группы, которыми руководят наиболее мудрые и опытная слонихи. В длительные засушливые сезоны, они  способны  вывести свое стадо к воде, за многие километры от их обитания.

Поражает память, свойственная только мудрым  и опытным слонихам, спасающих свое стадо.

Интеллектуальное поведение животного связано с  восприятием сложных отношений между предметами внешнего мира, т.е. поведения, приспособленного к условиям внешней среды.[6] Сначала животное отражает отдельные предметы, которые использует в дальнейшем, затем начинает воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливается к ним.

Также у животных существует форма отражения, которая отражает не отдельные предметы и ситуации, а сложные отношений между отдельными предметами. Любая форма приспособления животного к окружающим условиям среды это деятельность, протекающая по рефлексам. Животное имеет определенные потребности, и всегда приспосабливаются к окружающей среде.

Но животное  не решает что-то в уме, а осуществляет  все процессе деятельности.

Сравнивая психику человека и животного, можно найти множество различий.

Можно отметить, что  существует особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключается в том, что большинство знаний и умений человека формируются в обществе.

Они  не являются, результатом его собственного опыта, а приобретается в обществе, передается по наследству, поэтому отличает сознательную деятельность человека от поведения животного.

Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.[7]

Мышление тесно связано с речью.

Животные лишь подают сигналы своим родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как человек с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая общественный опыт. Благодаря языку каждый человек пользуется опытом, который выработан человечеством в течение тысячелетий и которого он никогда не воспринимал непосредственно.

Деятельность животных, значительно отличается от деятельности человека, так  как она является биологической. Деятельность животного возможна в связи с биологической потребностью, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе.

Возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются ограниченными, так как включают стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности, как у человека.

Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Наблюдая за действиями другого животного, они не будут помогать друг другу, так как они не выполняют коллективных действий.

Но есть исключение, например стайное поведение волков, которые помогают друг другу в нападении на добычу, сюда же можно отнести стаи шакалов и гиен. Довольно реальную помощь в охоте на добычу оказывает соединение в прайды так: львы обеспечивают безопасность львят и их матерей, а сообщество львиц специализируется на ловли добычи.

Происходит специализация внутри прайда. Интересно поведение сурикатов, мелких млекопитающих. Их организованные колонии успешно спасаются от нападения хищников: они выставляют дежурного, которого называют «часовый пустыни». При опасности он издает резкие крики, которые предупреждают об угрозе нападения.

Удивительно, что крики предупреждают конкретно о том кто, нападает (птицы, змеи, оцелоты и т.д). Ученые специально наблюдали за этим, и пришли к мысли, что сурикаты довольно умные и организованные животные способные спасти свою колонию.

Однако только человек может создавать орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт, передает его другим.

Также, память человека намного больше чем у животного. У животных она ограничена. Поэтому животные могут пользоваться только той информацией, которые приобретают в процессе жизнедеятельности. У человека память практически безгранична. Человек может хранить, воспроизводить, запоминать большее количество информации, все передает по наследству, будущему поколению.

Главным отличием считают символизацию.

Символизация – это уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими образованиями, характеризующимися лишь отдаленным сходством с первичными представлениями – сходством, основанным на случайных, вторичных деталях. Другими словами, символизация – это психологическая операция, с помощью которой значимый объект для личности может быть заменен другим, менее значимым, за счет наличия у них общих черт.

Таким образом, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим и частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сочетаются друг с другом.

А животным присущи формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к  интеллектуальному поведению. Однако, у них отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта.

Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании. При сравнение психики человека и животного надо учитывать существенную разницу между ними.

Не смотря на кажущееся в некоторых случаях общность между ними. Поэтому споры о психики животных и людей будут вечны.

Список литературы

1. Анцупов, А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новое знание, 2015, – 450 с. 2. Блейхер, В.М., Крук. И.В. Толковый словарь психиатрических терминов, / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: 2015 г. 3. Борнесса Э. М., Бернарда Д. Ф.

, Психоаналитические термины и понятия / Э. М. Борнесса, Д. Ф. Бернарда, – М.: Новое знание, 2015, – 640с. 4. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога, / С.Ю. Головин, Спб.:, 2013, – 440с. 5. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. – 3-е изд., перераб. и доп. ¬ М.: Юрайт, 2015, – 639 с.

6. Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, / А.С. Никифоров, – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Новое знание, 2014, –510 с.7. Электронная библиотека по психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru/.html – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 18.10.2016).

Источник: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-psikhiki-cheloveka-i-zhivotnogo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.