Развитие нервной системы у детей и подростков. Развитие нервной системы у детей

Развитие нервной системы у детей и подростков

Развитие нервной системы у детей и подростков. Развитие нервной системы у детей

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е.

чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

Возбуждение– это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся повышением функций ткани.

Торможение – это активный процесс, представляющий собой ответную реакцию ткани на раздражение и характеризующийся снижением функций ткани.

Иррадиация – растекание нервных процессов.

За 3 месяца до рождения  нервная система полода достаточно развита ,что бы обеспечить функционирование организма во внешней среде,сформированы все отд. Мозга, включая кору больших полушарий.К моменту рождения центральная нервная система оказывается еще далеко не развитой, хотя общее количество нервных клеток остается неизменным от первых дней жизни и до ее конца.

С первого дня жизни у ребенка обнаруживаются защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые  и др.раздражители.Однако эти реакции плохо координированы,нередко беспорядочны и, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое кол-во мышц. Возбуждение легко иррадинирует.

Иррадиация возбуждения,сопровождается криком, особенно легко возникает под воздействием голода,охлаждения, а так же болевых раздражений. В течении первых 2-х лет жизни гол.мозг интенсивно растет,причем рост идет за счет разветвлений аксонов и дендритов. Увеличивается и толщина коркового слоя б.полушарий. У новорожденных процессы,протекающие в нерв.

клетках замедлены: медленей возникает возбуждение, медленнее распространяется по нерв.волокнам. Длит.и сильней раздр.нерв.клеток ,легко приводит её в состояние торможения. Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации и к 2-3 годам становится как у взрослого человека.

Скорость возникновения возбуждения увеличивается более постепенно  и достигает величины,хар-ной для взрослых лишь к 10-12 годам. Раннии условные рефлексы ребенка нестойки,длительней формируются, требуют большее число повторений.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям.

Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость…

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Высший отдел нервной системы – кора головного мозга – осуществляет постоянную регуляцию всех физиологических процессов, обеспечивает единство организма с внешней средой.

С первых месяцев жизни у ребенка начинают образовываться условные рефлексы (от лат. «рефлексус» – отраженный повернутый назад). Это реакции организма на раздражение рецепторов (от. лат. «рецептор» – принимающий), т. е.

чувствительных нервных волокон или специализированных клеток, которые преобразуют раздражения, воспринимаемые извне (экстеро-рецепторы) или из внутренней среды организма (интерорецепторы), в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему.

Она в свою очередь отвечает на него тем же возбуждением, которое двигательными, секреторными и другими нервами передается к различным органам.

  Нервная система- это совокупность специальных скульптур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма , в постоянном взаимодействии с внешней средой.(единство организма с внешней средой).

    Строение:

                                                          Нервная система 

    Центральная нервная система                                       Периферическая нервная система

1. головной мозг(черепная коробка)                             1. нервные окончания

2.спинной мозг (позвоночный канал)                           2. нервные узлы (ганглии . вдоль            

                                                                                               спинного мозга , скопление

                                                                                               нейронов).

                                                                                           3. Нервы (нервные волокна)

 Нервы скопление отростков нервных клеток вне ЦНС заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.

Чувствительные нервы – образованы дендритами (короткие отростки нейрона) чувствительных нейронов.

Двигательные нервы- образованы аксонами (длинные отростки нейронов) и двигательных нейронов.

Смешанные нервы – образованы и аксонами и дендритами.

 Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.

     Нервные окончания.

 Рецепторы- концевые образования дендритов , они воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

 Эффективные- концевые образования аксонов в рабочих органах : мышцах, железах.

 Нервный импульс- электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

  Нервная система – это совокупность специальных структур объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.

  Нейрон- нервная клетка. Аксон- нервное волокно. Дендриты- как правило короткие и сильно разветвленные отростки, служащие главным местом обрабатывания влияющих на нейрон возбуждающих и тормозных сигналов.

Источник: https://students-library.com/library/read/33797-razvitie-nervnoj-sistemy-u-detej-i-podrostkov

Как укрепить нервную систему и психику ребенка: воспитание

Развитие нервной системы у детей и подростков. Развитие нервной системы у детей

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка.На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения. Они обеспечивают жизнедеятельность, выживаемость новорожденного, процессы адаптации к окружающей среде.

К рождению головной мозг является наиболее развитым органом. У новорожденного масса мозга составляет 1/8-1/9 массы тела, к концу первого года жизни она увеличивается в 2 раза и равна 1/11 и 1/12 массы тела, в 5 лет составляет 1/13-1/14, в 18-20 лет – 1/40 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину.

Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, а затылочной больше, чем у взрослого. Боковые желудочки относительно велики, растянуты. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху.

Шейное и спинное утолщения начинают контурироваться после 3 лет жизни.

Для мозговой ткани ребенка характерна значительная васкуляризация, особенно серого вещества. Одновременно отток крови из мозговой ткани слабый, поэтому в нем чаще накапливаются токсические вещества. Мозговая ткань более богата белковыми веществами.

С возрастом количество белка снижается с 46% до 27%. К рождению количество зрелых нейроцитов, которые потом войдут в состав коры головного мозга, составляет 25% от общего количества клеток.

Одновременно имеется гистологическая незрелость нервных клеток к рождению ребенка: они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах есть зернистость, нет дендритов.

К моменту рождения относительно незрелы кора головного мозга, в разной степени дифференцированы подкорковые двигательные центры (при достаточно зрелой таламо-паллидарной системе слабо развито полосатое ядро), не закончена миелинизация пирамидных путей. Мозжечок развит слабо, характеризуется малой толщиной, малыми размерами полушарий и поверхностными бороздами.

Недоразвитие коры и превалирующее влияние подкорки сказывается на поведении ребенка. Недоразвитие коры, полосатого ядра, пирамидных путей делает невозможными произвольные движения, слуховое, зрительное сосредоточение. Доминирующее влияние таламо-паллидарной системы объясняет характер движений новорожденного.

У новорожденного непроизвольные медленные движения носят массовый генерализованный характер при общей ригидности мускулатуры, которая проявляется физиологической гипертонией сгибателей конечностей. Движения новорожденного ограниченные, хаотичные, беспорядочные, атетозоподобные.

Тремор и физиологический мышечный гипертонус постепенно угасают после первого месяца жизни.

Превалирующая активность подкорковых центров при слабом влиянии коры проявляется комплексом врожденных безусловных рефлексов (ВБР) новорожденного, в основе которых лежат три: пищевой, оборонительный, ориентировочный. Эти рефлексы орального и спинального автоматизма отражают зрелость нервной системы новорожденного ребенка.

Формирование условных рефлексов идет после рождения и связано с пищевой доминантой.

Развитие нервной системы продолжается после рождения вплоть до пубертатного периода. Наиболее интенсивные рост и развитие головного мозга наблюдаются в первые два года жизни.

В первом полугодии заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей. В связи с этим исчезает ригидность мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

Мозжечок интенсивно растет и развивается во втором полугодии, его развитие заканчивается к двум годам. С развитием мозжечка формируется координация движений.

Первым критерием НПР ребенка является развитие произвольных координированных движений.

Уровни организации движений по Н.А. Бернштейну.

  1. Спинальный уровень – на 7 неделе внутриутробного развития начинается формирование рефлекторных дуг на уровне 1 сегмента спинного мозга. Проявляется сокращением мышц в ответ на раздражение кожи.
  2. Руброспинальный уровень – в рефлекторные дуги включается красное ядро, благодаря чему обеспечивается регуляция мышечного тонуса и моторики туловища.
  3. Таламопаллидарный уровень – со второй половины беременности происходит образование ряда подкорковых структур двигательного анализатора, интегрирующих деятельность экстрапирамидной системы. Этот уровень характеризует двигательный арсенал ребенка первых 3-5 месяцев жизни. Он включает рудиментарные рефлексы, формирующиеся позотонические рефлексы и хаотические движения новорожденного ребенка.
  4. Пирамидностриарный уровень – определяется включением в регуляцию полосатого тела с его разнообразными связями, в том числе и с корой головного мозга. Движения этого уровня — основные крупные произвольные движения, формирующиеся на 1–2 годах жизни.
  5. Кортикальный, теменно – премоторный уровень – развитие тонких движений с 10–11 месяцев, совершенствование двигательных навыков в течение всей жизни человека.

Рост коры осуществляется, в основном, за счет развития лобной, теменной, височной областей. Пролиферация нейронов продолжается до года. Наиболее интенсивное развитие нейронов отмечается на 2-3 месяце. Это определяет психоэмоциональное, сенсорное развитие ребенка (улыбка, смех, плач со слезами, комплекс оживления, гуление, узнавание своих и чужих).

Второй критерий НПР – психоэмоциональное и сенсорное развитие.

Различные области и поля коры заканчивают развитие в разные сроки. Центры движения, слуха, зрения созревают к 4-7 годам. Лобная и теменная области окончательно созревают к 12 годам.

Завершение миелинизации проводящих путей достигается только к 3-5 годам постнатального развития. Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяет относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.

Окончательное созревание проводимости достигается в 10-12 лет.

Развитие сенсорной сферы. Болевая чувствительность – рецепторы болевой чувствительности появляются на 3 месяце внутриутробной жизни, однако болевой порог чувствительности у новорожденных значительно выше, чем у взрослых и детей старшего возраста. Реакции ребенка на болевой раздражитель носят сначала общий генерализованный характер, и только через несколько месяцев возникают местные реакции.

Тактильная чувствительность – возникает на 5–6 неделе внутриутробного развития исключительно в периоральной области и к 11–12 неделям распространяется на всю поверхность кожи плода.

Терморецепция новорожденного ребенка морфологически и функционально зрелая. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых. Расположены рецепторы неравномерно. Чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.

Глаза новорожденного ребенка относительно большие, их соотношение к массе тела у новорожденного в 3,5 раза больше, чем у взрослого. С ростом глаза происходит изменение рефракции.

В первые дни после рождения ребёнок открывает глаза на короткое время, но у него к моменту рождения не сформирована система синхронного открывания обоих глаз. Рефлекторное смыкание век при приближении к глазу какого-либо предмета отсутствует.

Асимметрия движения глаз исчезает на третьей неделе жизни ребёнка.

В первые часы и дни жизни детям свойственна гиперметропия (дальнозоркость), с годами ее степень уменьшается. Также для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, физиологический нистагм.Зрачковая реакция у новорожденного наблюдается как прямая, так и содружественная, то есть при освещении одного глаза суживаются зрачки обоих глаз.

С 2 недель появляется секреция слезных желез, а с 12 недель слезный аппарат участвует в эмоциональной реакции. В 2 недели возникает преходящая фиксация взора, обычно монокулярная, постепенно она развивается и в 3 месяца ребенок устойчиво бинокулярно фиксирует взглядом неподвижные предметы и прослеживает движущиеся.

К 6 месяцам повышается острота зрения, ребенок хорошо видит не только крупные, но и мелкие предметы.

Источник: https://NarkoPro.ru/preparaty/nezrelost-nervnoj-sistemy-u-rebenka.html

Нервная система у детей

Развитие нервной системы у детей и подростков. Развитие нервной системы у детей

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел – головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е.

безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий.

Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса.

Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы.

Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме.

Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания.

Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление).

Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников – И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека.

Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии.

К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка.

Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны.

Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее.

Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь.

Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами.

По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными.

Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни.

У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого.

Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы.

С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей.

В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения.

Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни.

В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий.

Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется.

К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей.

Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями.

В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его – в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга.

Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой.

Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий.

«Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее – легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности.

В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий.

Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы.

Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро.

К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических – только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами.

Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения.

Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.
Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е.

распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов.

С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

Тоже самое

Спиной мозг у детей

Спинной мозг. Масса при рождении составляет всего 2—6 г, к 5 годам она утраивается, а к 20 — увеличивается в 5—8 раз.

Длина спинного мозга увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинномозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4—5 годам — между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при проведении спинальной пункции. Спинной мозг к моменту рождения имеет более законченное строение, к 2 годам он почти соответствует спинному мозгу взрослого и функционально более совершенен, чем головной. На уровне рогов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще на внутриутробном этапе развития, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Источник: https://studopedia.ru/19_343911_nervnaya-sistema-u-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.