Сценарий по творчеству М.Цветаевой. Сценарий мероприятия в библиотеке по цветаевой

Мкук куркинская централизованная библиотечная система

Сценарий по творчеству М.Цветаевой. Сценарий мероприятия в библиотеке по цветаевой

Сценарий литературного вечера, посвященного 120-летиюсо дня рождения М.И. Цветаевой «Болью и счастьем пронзенная жизнь»

Оформление:портрет Цветаевой, осенние цветы, букет из рябиновых гроздьев и калины, свечи вподсвечниках, афиша,  слайдовое сопровождениеиз музейных фотоматериалов (источник Интернет)

Музыкальноевступление: песня «Реквием» на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в этубездну…» в исполнении А.Пугачевой.

Ведущая:            Красною кистью Рябина зажглась.

Падалилистья, Я родилась.

Спорили сотниКолоколов.

День былсубботний: Иоанн Богослов.

Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий духпоэзии Серебряного века! Крупнейший поэт одной из крупнейших  поэтических эпох. Женщина трагической жизни страгическим концом…

Ведущий: [СЛАЙД «Род Цветаевой»] Марина Ивановна Цветаева  родилась 8 октября в 1892 году  в Москве, в высококультурной семье.

Отец,Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог иискусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателемМузея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительныхискусств им. А.С.Пушкина).

Мать – Мария Мейн – происходила из обрусевшейпольско-немецкой семьи. В 1906 году она умерла, когда Марине было только 14 лет.

Ведущая:Пианистка, ученица  Рубинштейна, мать как чувствовала раннююсмерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовьк музыке, к языкам  и литературе.  «После такой матери мне оставалось одно -стать поэтом», – скажет Марина Цветаева после.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет(не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – сшестнадцати. Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, “сделать этосама”. Только в данном случае “это” было не игра, не рисование,не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь.Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.

[Слайд «Счастливое детство»]

Ведущий: В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайкомот семьи,  она выпускает довольнообъемный сборник  под названием”Вечерний альбом”. Его заметили и одобрили такие влиятельные ивзыскательные критики, как поэты Валерий Брюсов, Николай  Гумилев, Максимилиан  Волошин.

Каковы же были первые поэтические шаги МариныЦветаевой?

[СЛАЙД «Первые поэтические шаги»]

[Стихи изпервого сборника «Вечерний альбом» читают учащиеся: «Ошибка», «Книги в красномпереплете», «В Люксембургском саду», «Идешь, на меня похожий», «Моим стихам,написанным так рано…» и другие.]

Ведущий: Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии,Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой впансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецкимязыками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Ведущая: Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный,неустойчивый. Илья Эренбург заметил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство,предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений иошибок”. 

«Гордость и робость – мой союз», -скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона –будущего мужа.

Инсценирование.Выступление молодой пары – артистов-чтецов

(звучит песня«С первого взгляда…» На ее фоне  – диалогпары:С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.

[СЛАЙД  «Любовь и замужество»]

Актер и актриса выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.

Актриса: Юный прелестный ХХ век!  Период 10-х годов в жизни Цветаевой былосвещен праздничной  шумной  атмосферой дома Максимилиана Волошина вКрыму, в Коктебеле. Именно здесь Она знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном.  Это была любовь с первого взгляда…

Актер: Это была любовь с первоговзгляда. Она была юная, стройная, кудри лежали кольцами,  милая открытая улыбка. Но больше всегопоражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные! Они уводили за собой,  будто на дно морское. Особенно, когда Мариначитала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайний океан.

(берет актрису за руку): В январе 1912года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.

Актриса:

Я с вызовом ношу его кольцо!

-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза  – прекрасно-бесполезны! –

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

– Всем вам, кто жил и умирал без страху!–

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху.

Актер:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь –рванусь,

О милая! Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном – с тобою не прощусь!

И если все ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увезть, –

То лишь затем, чтобы, смеясь над  тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

(Уходят вместе)

Ведущая:Сергей Эфрон стал не только еемужем, но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья,родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевойнепоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт,потом  в Турцию.

Четыре года разлуки сним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди захлебом.

Отеческий дом заселяют чужие люди, но это  горе не горе по сравнению с потерей младшейдочери, которая  умирает от малярии вприюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ейночами.

«Вчераеще в глаза глядел,

Анынче – все косится в сторону!

Вчераеще до птиц сидел, –

Всежаворонки нынче – вороны!…и т.д.»

доконца)

[Слайд – В годы лихолетья]

Ведущий: Годы первой мировой войны, революции и гражданскойвойны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и  стремительного творческого роста Цветаевой.

Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась.  В литературном мире М.

Цветаева по-прежнемудержалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчилаМарина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой  черед».

Ведущая: В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать заграницу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером,теперь стал студентом Пражского университета.

Сначала Цветаева с дочерьюнедолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь  эмигрантская была трудная, нищая.

Жить встолицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайшихдеревнях.

[СЛАЙД – Вдали от родины]

Ведущий: Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила порынкам,  подбирая остатки овощей или полесу, собирая вязанки дров.  «Яразучилась просто гулять в лесу», – писала она на Родину подруге. Творческаяэнергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцветпоэтического творчества.

[СЛАЙД – Расцвет творчества]

Ведущая:  В 23-м годув  Берлине  вышла книга “Ремесло”, получившаявысокую оценку критики. В 1924 году на пишет поэмы: “Поэма Горы”,”Поэма Конца”.

В 1926 заканчивает поэму “Крысолов”,  работает над поэмами “С моря”,”Поэма Лестницы”, “Поэма Воздуха” и другие многочисленныестихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла.

Стихи настолько музыкальныи ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени, каждое – песня.

Пениепод гитару «Мне нравится, что вы больны не мной…»

[СЛАЙД – Жизнь в Чехии]

Ведущий: Трехлетнее пребывание Цветаевой в  Чехии — это затяжная борьба с полунищим  бытом,  необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества.Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Нокто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!

Ведущая: Как хочется иногда почувствовать себя  слабой, беззащитной — все тем же ребенком,который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.

Чтениестихотворения Цветаевой «В огромном городе моем – ночь»

подмузыку Бетховена «Лунная соната»

[СЛАЙД – Возвращение на родину]

Ведущая:Безоглядная любовь к Родине,тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второймировой войны и бесконечная бедность привели ее к возвращению в СССР летом 1939года.

На родине оказаласьвновь одинока (“Не за кого держаться…”- напишет она). Места вродительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством небрались в счет.

  Бесполезны были хожденияпо чиновничьим кабинетам.

Мало того, были арестованы ее муж, дочь,сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где  Цветаева не могла получить работу дажепосудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен  запрет.

Ведущий: Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысладальнейшего существования, она напишет в отчаянии:

Отказываюсь- быть.

ВБедламе нелюдей.

Отказываюсь- жить.

Сволками площадей

Отказываюсь- выть.

то, что произошло с семьей Марины Цветаевой вСоветском Союзе, хорошо известно. осенью тридцать девятого арестована дочь Аля,потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу.Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удаетсянайти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена.

Почему Москва«не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквальнозадарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящныхискусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею(будущей Ленинке).

А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвященыМоскве!…Но главное, ее стихи не печатают! «Если бы между поэтом и народом нестояло власти!» – воскликнет она в одной из статей.

[СЛАЙД – Отверженная]

Ведущие: Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во всеконцы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому недостучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейскаяпоэтесса.  Она писала письма, а наЛубянке из ее мужа выбивали показания, что он французский шпион…

Рано  поседевшаяи постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:

«Меняжизнь за этот год — добила».

«Исходане вижу… Взываю о помощи…»

И,наконец, самая страшная:

«Никтоне видит — не знает, — что я

Годищу крюк, чтобы умереть.

31 августа в 1941 году  Цветаевой не стало. Она покончила с собой всенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчисткуаэродрома. Через 3 месяца после ее гибели, был расстрелян ее муж, через полгодапогиб на войне ее сын.

Могила Марины Цветаевой утеряна,обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятникпоэту. Но осталось ее Слово, ее душа – поэзия, прозаические произведения,статьи, письма и дневники. Более 50 песен и романсов написано разными композиторамив наш век, а сколько их еще будет написано!

[СЛАЙД – Музеи Марины]

Осталась фотогалерея, а так же воспоминания икритические работы по творчеству Цветаевой. Музеи  там, где жила поэт в разные годы:Москва,Таруса, Елабуга,  Коктебль, Прага,Берлин, Париж. Выпущено и выпускается по сей день великое множество книг состихами и публицистикой Цветаевой.

[СЛАЙД – сайт Цветаевой в Интернете]

Ведущий: Создано более 200 сайтов в Интернете о МаринеЦветаевой. Ее стихи переведены на иностранные языки. Современные композиторы извездные певцы считают Цветаевой лучшим поэтом, автором–«текстовиком»современных песен. Написано великое множество литературы о Марине Цветаевой.

Но лучше всего о поэте говорят ее стихи:

«Летятони, – написанные наспех,

Горячиеот горечи и нег.

Междулюбовью и любовью распят

Моймиг, мой час, мой день, мой год, мой век»

Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще разубедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, каквысочайшее искусство слова,– вне времени и моды.

И как она пыталась дотянутьсяк нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так и каждый из нас, любителейпоэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта.

И  в ответ ей хочется  послать следующее признание:

Поэти чернь. Поэт и власть. –

Трагичностиизвечная дилемма

Бездарности,живущей всласть,

Игения – вместилища Вселенной.

Безжалостнойэпохи жернова

О,скольких жертв перемололи, судеб!

Ибез разбору образом врага

Клеймилитех, кто неподсуден!

Распятаты любовью к Родине,

Чутьслышен  вздох  твой из статей:

«Ах,если б меж поэтом и народом

Ввекне стояло бы властей!»

Марина,ты была  права!

Насталчеред твоим стихам, как винам,

Чьядрагоценность терпкая, пьяня,

Темдрагоценней, чем старинней!

Азарябит  печальный листопад,

Игроздья алые  засветятся  рябины,

Тебе,через Летейский водопад, –

Аплодисменты  все! – Виват, Марина!

Нам остается поблагодарить гостей, пришедших на этотвечер памяти великого русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Вели гостиную –педагог, заведущая библиотекой Дворца Елена Ивановна Жадан.

(Нафоне песни М.Таривердиева на стихи Цветаевой «Благославляю вас…»  финал и общее фотографирование).

Источник: https://kurkino-bibl.ucoz.ru/load/quot_bolju_i_schastem_pronzennaja_zhizn_quot/1-1-0-12

Сценарий музыкально-поэтического вечера «Мир Марины Цветаевой», посвященного 120-летию со Дня рождения поэтессы. | Открытый класс

Сценарий по творчеству М.Цветаевой. Сценарий мероприятия в библиотеке по цветаевой

Сценарий музыкально-поэтического вечера

«Мир Марины Цветаевой», посвященного 120-летию

со Дня рождения поэтессы.

Оформление: портрет, стол, стул. На столе свеча, букет цветов и грозди рябины.

2 стенда со стихами:

«Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт…..

Моим стихам настанет свой черед».

 ——————

«Кто создан из камня, кто создан из глины

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена,

Мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.»

——————

Ход вечера

Колокольный звон (голос за кадром)

Красною кистью

 Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась

Спорили сотни колоколов.

День был субботний – Иоанн Богослов.

Мне и доныне хочется грызть

Жаркой рябины горькую кисть.

Вед.2          8 октября 2012 года исполнилось 120 лет со Дня рождения великой поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. В честь этой даты мы приглашаем вас принять участие в литературном вечере « Мир Марины Цветаевой».

Вед.1      Царица русской поэзии – Марина Цветаева! Одинокий дух поэзии Серебряного века. Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох. Женщина трагической жизни с трагическим концом.

Чтец.        «…..Идешь на меня похожий,

                        Глаза устремляя вниз…..»

Вед.2       Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве. Отец-Иван Владимирович

Цветаев-профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств, выдающийся филолог.

Вед.1     Мать – Мария Александровна Мейн – страстная музыкантша , любит стихи и сама их пишет.

Вед.2    Страсть к стихам у Марины Цветаевой – от матери, к работе и природе – от обеих родителей.

Чтец.      «…К детским снам клонясь неутомимо…»

Вед.1    Любимое занятие Марины Цветаевой с детских лет – это чтение книг .Она  говорила , что полюбила читать книги до семи лет , и больше не полюбила уже ничего. Все , что ей суждено было узнать , она узнала до семи лет , а все последующие годы осознавала прочитанное.

Чтец.    «…Из рая детского жилья

                  Вы мне привет прощальный шлете…»

Вед.1   Осенью 1910 года 18 – летняя гимназистка отнесла в частную типографию сборник своих стихов «Вечерний альбом». В книгу вошли стихи, написанные в 15- 17 лет. Они получили очень высокую оценку известных поэтов того времени. Но почему же книга была  названа « Вечерний альбом»?  Потому , что порог юности – это вечер детства. Марина прощалась с детством , а оно было прекрасным.

Чтец.        « Хочу у зеркала, где муть

                    И сон туманящий…»

Вед . 2    Юный , прелестный 20 век ! Период 10-х годов в жизни Цветаевой был освещен праздничной , шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму  в Коктебеле. Именно здесь Марина Цветаева знакомится со своим будущим мужем –  Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда.

Она была  юная , стройная , кудри лежали кольцами  , милая открытая улыбка. Но больше всего поражали  глаза – широкие , цвета моря , бездонные! Они уводили за собой , будто на дно морское. Особенно , когда Марина читала свои стихи. Её духовный мир был также безбрежен , как и бескрайний океан.

В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.

ЗВУЧИТ ТИХАЯ МЕЛОДИЯ МОЦАРТА

Чтец (дев.)             « Я с вызовом ношу его кольцо!

                                   – Да , в Вечности – жена , не на бумаге…»

Чтец  (мальч.)      «   Любовь! Любовь! И в судорогах , и в гробе

                                   – Насторожусь –  прельщусь – смущусь – рванусь…»

Вед.1     Сергей Эфрон стал не только мужем Марины Цветаевой , но и самым близким другом. Прошло пять лет безоблачного счастья , родились две дочери , и грянули годы лихолетья , ставшими для Цветаевой  непоправимо трагичными.

Вед. 2   Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт , потом в Турцию. Четыре года разлуки с ним  безденежье , голодный быт , студеные зимы , Бесконечное стояние в очереди за хлебом.

Отеческий дом заселяют чужие люди , но это горе – не горе , по сравнению с потерей младшей дочери , которая умирает от малярии  в приюте , куда отдала её Марина , чтобы как-то спасти от голода.

Малышка снится  ей ночами.

Вед. 1    «  Я совсем потеряна , я страшно живу . Мне стыдно , что я жива» , – напишет Марина Цветаева в письме подруге. Чувствую себя детоубийцей , она винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки в 1920 году такие строки:

ПОД ТИХУЮ МУЗЫКУ

Чтец.     «  Вчера ещё в глаза глядел….»

Вед. 2     Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не  только вынужденной разлуки с мужем, но и стремительного творческого роста  Цветаевой.

Она жила в Москве   много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире М. Цветаева по – прежнему держалась особняком.

Её талант признавался всеми , но , как сама себе напророчила Марина , «…её стихам , как драгоценным винам , наступит свой черёд.»

Вед. 1    В мае 1922 года Марине с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу , который , пережив разгром Деникина , будучи белым офицером , теперь стал студентом Пражского университета.

Сначала Цветаева с дочерью недолго живёт в Берлине , затем три года – в предместьях Праги , а в ноябре 1925 года , после рождения сына , семья перебирается в Париж.

Жизнь эмигрантская была трудная , нищая.

Вед. 2      Иногда в поисках дешёвых продуктов она бродила по рынкам , подбирая остатки овощей или по лесу , собирая вязанки дров. Но несмотря ни на что , творческая энергия поэтессы не иссякла. Наоборот , наступил расцвет поэзии Марины Цветаевой.

Чтец.       « Мне нравится , что вы больны не мной…»

Вед .1    Не выдержав нищеты и унижений , не видя смысла дальнейшего существования  она напишет в отчаянии:

    « Отказываюсь – быть.

                              В бедламе не людей –

                             Отказываюсь жить !

 С волками площадей

Отказываюсь – выть»

Вед. 2    То , что произошло с семьёй  Марины Цветаевой в Советском Союзе , хорошо известно. Осенью 1939 года арестована дочь Аля , потом муж… Оставшись вдвоём с сыном , Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать её никто не решается. Жилья своего тоже нет.

Цветаева возмущена: «Почему Москва не вмещает её?» «Почему  вышвыривает ?» « Ведь их род – Цветаевых , буквально одарил Москву !» Отец создал прекрасный Музей изящных искусств.

Три огромные цветаеские библиотеки подарены Румянцевскому музею! А сколько стихов посвящены Москве! Но главное – её стихи не печатают.

Вед. 1    Письма – жалобы , письма – просьбы разлетаются во все концы:  в Союз писателей , в правительство , лично Сталину. Ни к кому не достучаться! Ведь она для всех – жена врага народа.

Вед. 2   Рано поседевшая и постаревшая Цветаева пишет горькие строки: «Меня жизнь за этот год – добила». «Исхода не вежу….Взываю о помощи….» И наконец  самая страшная: «никто не видит ,не знает ,  что я год ищу крюк , чтобы умереть.»

Вед. 1    31 августа 1941 года Цветаевой  не стало. Она покончила с собой в Елабуге. Через 3 месяца после её гибели был расстрелян её муж, через полгода погиб на войне её сын.

Вед.2   Могила Марины Цветаевой утеряна, обозначена лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник поэту. Но осталось её Слово, её Душа, её Поэзия.

Звучит песня  «Уж сколько их…»

Вед.1   Марина Цветаева сейчас – самый востребованный поэт XXвека. У Цветаевой есть стихотворение «Тебе через 100 лет», обращенное к нам, с такими грустными строками:

«Друг! Не ищи меня,  Другая мода! Меня не помнят даже старики. – Ртом не достать!

Через Летейски воды протягиваю две руки.»

Вед.2  Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы еще раз убедиться, доказать: поэзия великого русского поэта Марины Цветаевой, как высочайшее искусство слова, – вне времени и моды.

И как она пыталась дотянуться к нам обеими руками через Лета, Летейски воды, так каждый из нас, любителей поэзии, сейчас пытался дотянуться, коснуться всеобъемлющей души поэта.

И в ответ ей хочется послать следующее признание:

ТИХО ЗВУЧИТ МУЗЫКА «АВЕ МАРИЯ»

Вед. 1

«Ах, если б меж поэтом и народом  Ввек не стояло бы властей!» Марина, ты была права! Настал черед твоим стихам, как винам, Чья драгоценность терпкая пьяня, Тем драгоценней, чем старинней! А зарябит печальный листопад, И гроздья алые засветятся рябины, Тебе, через Летейский водопад, –

Аплодисменты все! – Виват, Марина!

ЗВОН КЛОКОЛОВ

Источник: http://www.openclass.ru/node/415537

Сценарий «Юбилей Марины Цветаевой»

Сценарий по творчеству М.Цветаевой. Сценарий мероприятия в библиотеке по цветаевой

Ястребова Анна Игоревна

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

«ЮБИЛЕЙ МАРИНЫ ИВАНОВНЫ ЦВЕТАЕВОЙ»
 

Москва, 2018

Пояснительная записка

План мероприятия

Материалы для проведения

Список источников

Пояснительная записка

Марина Ивановна Цветаева – замечательный русский поэт первой половины ХХ века. Ее творчество знакомо многим с детства и сопровождает потом всю жизнь.

К сожалению, в школьной программе ей, как и многим другим замечательным поэтам, уделяется очень мало времени.

Проведение интересного и познавательного праздника в честь ее юбилея позволит познакомить с ее творчеством школьников чуть ближе, пробудить у них интерес к поэзии двадцатого века.

Творчество Цветаевой важно не только в контексте литературы, но и в контексте истории, культуры как нашей страны, так и всего мира. Ее жизнь, ее творчество – отражение эпохи, в которой она жила. Таким образом, знакомство с ее жизнью и творчеством поможет всем участникам мероприятия лучше понять историю и культуру России.

Личность и творчество Марины Ивановны очень многогранны, и невозможно рассказать о ней все в рамках одного мероприятия. Но можно пробудить интерес у участников, позволить им хоть на время погрузиться в мир Поэзии, в котором жила Цветаева.

Название мероприятия «Юбилей» взято условно. Конечно, круглая дата звучит солиднее, но познакомить людей с творчеством замечательного поэта можно и в любое другое время. В 2017 году мы отмечали 125 лет со дня рождения Цветаевой, а совсем скоро, в 2022 году, будем отмечать 130 лет.

Мероприятие рассчитано на учащихся средних и старших классов. Примерное время проведения 45 – 60 минут. Необходимые материалы: проектор или электронная доска для показа презентации. Стихи учащиеся должны выучить заранее, допустимо чтение с листа. Для проведения викторины можно заготовить призы.

План мероприятия

Приветственное слово ведущего (~1-2 мин.)

Показ презентации «Жизнь и творчество Марины Цветаевой» (~20 мин.)

Викторина (~10-15 мин.)

Чтение стихов Марины Цветаевой (~20-25 мин.)

Заключительное слово ведущего (~1-2 мин.)

Примечание: план может быть сокращен или расширен, в зависимости от желания организаторов.

Материалы для проведения мероприятия

Дорогие друзья! Сегодня мы отмечаем День рождения (юбилей) замечательного русского поэта – Марины Ивановны Цветаевой! Ее стихи многим из нас знакомы по школьной программе, по фильмам и спектаклям.

Марина Ивановна прожила недолгую жизнь, но ее наследие, ее творчество многогранно и огромно. Сегодня мы отмечаем День ее рождения.

На нашем празднике мы познакомимся с основными вехами в ее жизни и творчестве, услышим ее стихи, песни, написанные на ее стихи, познакомимся с ее прозой и драматургией. Также для вас будет проведена викторина. Добро пожаловать!

3.2. Жизнь и творчество (презентация)

Для запуска презентации необходимо дважды кликнут по слайд. Если воспроизведение не работает, можно посмотреть презентацию онлайн. Ссылка на презентацию онлайн.

3.3. Викторина

Вопросы:

1. Кто из исторических фигур был кумиром Цветаевой в детстве?

а) Юлий Цезарь

б) Наполеон Бонапарт

в) Иосиф Сталин

2. О какой женщине рассказывает «Повесть о Сонечке»?

а) О Сонечке Голлидэй, актрисе

3. Какой музей основал отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович?

а) Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

б) Музей Румянцева

в) Музей Арктики и Антарктики

4. Как называлась первая книга стихов Марины Цветаевой?

а) Вечерний альбом

б) черная тетрадь

в) Волшебный фонарь

5. Какая историческая личность является главным героем пьесы «Фортуна»?

а) Казанова

б) герцог Лозен

в) Петр Великий

6. Как Цветаева называла своего сына Георгия?

а) Гошей

б) Муром

в) Егорушкой

7. Кому Цветаева посвятила эти строки?

Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги.

Каждому — свое.

Женщине — лукавить, Царю — править, Мне — славить

Имя твое.

а) Брюсову

б) Бальмонту

в) Блоку

8. О каком поэте – современнике Цветаевой рассказывает очерк «Живое о живом»?

а) о Максе Волошине

б) о Константине Бальмонте

в) о Сергее Есенине

9. Какую профессию прочила Цветаевой ее мать?

а) актрисы

б) музыкантши

в) художницы

10. В каком городе обрела своей последний приют Цветаева?

а) Москва

б) Великий Новгород

в) Елабуга

3.4. Чтение стихотворений

Список произведений определяется организаторами. Примерный перечень стихотворений М. И. Цветаевой.

Все тексты стихотворений взяты с сайта http://www.tsvetayeva.com

Молитва

Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго: — «Терпи, еще не кончен срок». Ты сам мне подал — слишком много!

Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана Идти под песни на разбой, За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне, Вести детей вперед, сквозь тень… Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски, Моя душа мгновений след… Ты дал мне детство — лучше сказки

И дай мне смерть — в семнадцать лет!

Байрону
 

Я думаю об утре Вашей славы, Об утре Ваших дней, Когда очнулись демоном от сна Вы

И богом для людей.

Я думаю о том, как Ваши брови Сошлись над факелами Ваших глаз, О том, как лава древней крови

По Вашим жилам разлилась.

Я думаю о пальцах, очень длинных, В волнистых волосах, И обо всех — в аллеях и в гостиных —

Вас жаждущих глазах.

И о сердцах, которых — слишком юный — Вы не имели времени прочесть, В те времена, когда всходили луны

И гасли в Вашу честь.

Я думаю о полутемной зале, О бархате, склоненном к кружевам, О всех стихах, какие бы сказали

Вы — мне, я — Вам.

Я думаю еще о горсти пыли, Оставшейся от Ваших губ и глаз… О всех глазах, которые в могиле.

О них и нас.

Руан
 

И я вошла, и я сказала: — Здравствуй! Пора, король, во Францию, домой! И я опять веду тебя на царство,

И ты опять обманешь, Карл Седьмой!

Не ждите, принц, скупой и невеселый, Бескровный принц, не распрямивший плеч, Чтоб Иоанна разлюбила — голос,

Чтоб Иоанна разлюбила — меч.

И был Руан, в Руане — Старый рынок… — Все будет вновь: последний взор коня, И первый треск невинных хворостинок,
И первый всплеск соснового огня.

А за плечом — товарищ мой крылатый Опять шепнет: — Терпение, сестра! — Когда сверкнут серебряные латы

Сосновой кровью моего костра.

***

Поцеловала в голову, Не догадалась — в губы! А все ж — по старой памяти —

Ты хороша, Любовь!

Немножко бы веселого Вина, — да скинуть шубу, — О как — по старой памяти —

Ты б загудела, кровь!

Да нет, да нет, — в таком году Сама любовь — не женщина! Сама Венера, взяв топор,

Громит в щепы подвал.

В чумном да ледяном аду, С Зимою перевенчанный, Амур свои два крылышка

На валенки сменял.

Прелестное создание! Сплети-ка мне веревочку Да сядь — по старой памяти —

К девчонке на кровать.

— До дальнего свидания! — Доколь опять научимся Получше, чем в головочку

Мальчишек целовать.

***

Рас-стояние: версты, мили… Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали… Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв,

И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий… Не рассо́рили — рассори́ли, Расслоили…

                         Стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали… Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!

***

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно —

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен…) Двадцатого столетья — он,

А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне всé — равны, мне всё — равно,

И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло:

Душа, родившаяся — где-то.

Тáк край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна 

не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина…

***
Ушел — не ем: Пуст — хлеба вкус. Всё — мел.

За чем ни потянусь.

…Мне хлебом был, И снегом был. И снег не бел,

И хлеб не мил.

***

«Я стол накрыл на шестерых…»

Всё повторяю первый стих И всё переправляю слово: — «Я стол накрыл на шестерых»…

Ты одного забыл — седьмого.

Невесело вам вшестером. На лицах — дождевые струи… Как мог ты за таким столом

Седьмого позабыть — седьмую…

Невесело твоим гостям, Бездействует графин хрустальный. Печально — им, печален — сам,

Непозванная — всех печальней.

Невесело и несветло. Ах! не едите и не пьете. — Как мог ты позабыть число?

Как мог ты ошибиться в счете?

Как мог, как смел ты не понять, Что шестеро (два брата, третий — Ты сам — с женой, отец и мать)

Есть семеро — раз я́на свете!

Ты стол накрыл на шестерых, Но шестерыми мир не вымер. Чем пугалом среди живых —

Быть призраком хочу — с твоими,

(Своими)…                     Робкая как вор,

О — 

ни души не задевая! — За непоставленный прибор

Сажусь незваная, седьмая.

Раз! — опрокинула стакан! И всё. что жаждало пролиться, — Вся соль из глаз, вся кровь из ран —

Со скатерти — на половицы.

И — гроба нет! Разлуки — нет! Стол расколдован, дом разбужен. Как смерть — на свадебный обед,

Я — жизнь, пришедшая на ужин.

…Никто: не брат, не сын, не муж, Не друг — и всё же укоряю:

— Ты, стол накрывший на шесть — 

душ,
Меня не посадивший — с краю.

*** Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и надгробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена —

Высокая пена морская!

3.5. Заключительное слово ведущего

Дорогие друзья! На этом наш вечер заканчивается. Надеемся, что знакомство с творчеством Марины Ивановны Цветаевой! Мы немного соприкоснулись с ее биографией, ее личностью, душой, а главное – с ее поэзией. Пусть это знакомство станет началом большой дружбы. До новых встреч!

Список источников:

https://www.culture.ru/persons/8275/marina-cvetaeva

https://liveinmsk.ru/places/doma/dom-tsvetaevyh-v-trehprudnom

https://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post126557169

http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/proza/mat-i-muzyka.htm

Поэты

https://c1.staticflickr.com/2/1931/44921214512_6e39525b86_b.jpg

С. Э.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Цветаева,_Марина_Ивановна

http://www.litfund.ru/auction/13/409/

http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/zapisnye-knizhki/index.htm

Октябрь в вагоне

Поэмы и драмы (роспись по 7-томнику)

https://ilibrary.ru/text/3171/p.1/index.html

http://www.kazan.aif.ru/culture/person/ubiystvo_ot_rezhima_pochemu_75_let_nazad_pogibla_poet_marina_cvetaeva

https://www.liveinternet.ru/community/1915464/post126948982/

http://wikimapia.org/10692300/ru/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%B8-%D0%9C-%D0%98-%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9

https://ilibrary.ru/author/tsvetaeva/index.html

https://arzamas.academy/mag/387-tsvetaeva

Стихи к Блоку

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/stcenarij_yubilej_marini_tcvetaevoj_101620.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.