Христос посреди нас. Христианские приветствия

Как православные приветствуют друг друга?

Христос посреди нас. Христианские приветствия

  • Приветствие православных христиан при встрече
  • Православный этикет

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем».

В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе.

Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».
Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой.

Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Авг 25, 2019 22:57 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/privetstviya-pravoslavnyh.html

Православные приветствия и обращения к священнослужителям. –

Христос посреди нас. Христианские приветствия

Статья № 35

Христианские приветствия

Вопрос читателя: Ко мне пришли священнослужители с иорданским освящением, и поздоровались: «Христос крестился!..» А я не знала, как ответить. Расскажите пожалуйста, как принято приветствовать в Православии, и как правильно обращаться к священнослужителям?..

Ответ:

Действительно, проблема незнания верующими элементарных казалось бы аспектов религиозной жизни, является печальным признаком нашего времени. К одному из таких установлений церковной традиции относятся и православные приветствия.
Так как же принято здороваться в православной церкви? Как вообще обращались друг к другу первые христиане? Как приветствовал Сам Христос? Апостолы?..

Христос, посылая учеников Своих на проповедь, наставлял: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему » (Евангелие от Луки, 10 глава, 5 стих). Сам Иисус приветствовал словами «Мир вам» . В самом деле, мир – наибольшее приобретение христианина. Мир с Богом и людьми.

Мир и радость в сердце человека. Апостол Павел учит, что царство Божие – это праведность, и мир, и радость в Духе Святом (Послание к Римлянам, 14.17). И при рождении Иисуса ангелы на небе провозглашали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..» (От Луки, 2.

14)

«Радуйся!» , «Радуйтесь!» – еще одно приветствие, которое мы встречаем на страницах Священного Писания. Этими словами приветствовал архангел Гавриил Деву Марию, благовествуя Ей рождение от Нее и Духа Святого Младенца – маленького Христа…

Апостольские Послания дают нам богатый материал для исследований письменных приветствий времен апостолов и первых христиан.

Так, апостол Павел пишет верным в Риме: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа…» В Первом послании к Тимофею апостол Павел приветствует словами: «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего…» Второе соборное послание святого апостола Петра начинается словами: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего…»

Какие же приветствия приняты в современной православной церкви? Сохранилось первохристианское: «Мир вам» , на которое православные отвечают: «И духу твоему» (протестанты на такое приветствие ответят: «С миром принимаем» ). Также приветствуем друг друга словами: «Слава Иисусу Христу!» , на что отвечаем: «Вовеки слава» . На приветствие «Слава Богу!» – отвечаем: «Вовеки слава Богу». Когда же приветствуют словами «Христос посреди нас! » – следует ответить: «И есть, и будет…»

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» – звучит в ответ. На Крещение: «Христос крестился!» «В реке Иордане!» И, наконец, на Пасху: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!..»

А как правильно обращаться друг к другу? Православные, обращаясь к брату или к сестре во Христе, так и произносят: «брат Иван», «сестра Мария»… Так учил нас Христос: «…один у вас Учитель, все же вы – братья», – говорит Он в Евангелии от Матфея.

Апостолы и первые христиане называли друг друга братьями. Обращение «брат», «братья», «братия» десятки раз можно встретить в книгах Нового Завета.

Встречаются там и иные обращения, свидетельствующие о различном статусе служения братьев-христиан, либо же о различных дарах Святого Духа членам церкви Христовой.

Некоторые из этих обращений дошли до нынешнего времени.

Таково обращение «отец» (в украинской традиции – «пан-отче» , в русской часто – «батюшка» ) к священнослужителю, который является инструментом в руках Божиих, вестником Божиим, который должен нести слово Бога Живого, Его Учение всем народам, крестя их во Имя Отца, Сына и Святого Духа… В книге пророка Малахии сказано: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, ибо он ангел (вестник. – Авт. ) Господа Саваофа («Саваоф» – Бог воинств, Бог воюющий. – Авт. )» (Малахии, 2.7).

Обращение «отец» определяет высшую ступень совершенства христианина: «Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала», – обращается к совершенным апостол Иоанн Богослов. «Отцы» – это тот уровень на котором открывается наивысшее познание Сущего.

И обращение к священнослужителю «отец» – своеобразный аванс, духовный титул, долженствующий постоянно напоминать духовному лицу о том, кто он, и каких действий, каких знаний, какой совершенной жизни требует от него его служение. А также и то, что сутью этого служения является духовное возрождение паствы.

Обязанность приводить к Господу все новых и новых духовных чад, избавленных крепким неводом слова, веры и благодати Божией, из бурных вод «житейского моря, взволнованного бурею искушений». Как сказал апостол Павел: «Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов ; а я родил вас во Христе Иисусе благовествованием…» (Первое к Коринфянам, 4.14,15)

Когда пастырь Церкви, обретя дар Духа Святого, пасет стадо Божие, – нам следует понимать, что истинный Пастырь – Господь. Когда проповедник Евангелия Правды по заповеди Божией «идет и учит все народы» всему тому, что заповедал нам Иисус, – мы помним, что один нам Учитель – Господь.

И когда священнослужитель духовно рождает новообращенных в Божие Царство – мы знаем, что один у нас Отец, сущий на Небесах…
В православной традиции приняты и иные обращения к духовным лицам, в зависимости от их иерархического положения.

Так к епископу, как к носителю церковной власти, обращаемся: «владыка» . Если же более официально, то «Ваше Преосвященство» . К архиепископу и митрополиту – «Ваше Высокопреосвященство» . К патриарху – «Ваше Святейшество».

Иногда, когда за особые заслуги Церковь присваивает духовному лицу титул «Блаженнейший», – обращаемся: «Ваше Блаженство…»

www.vedmedenko.org

Источник: http://vedmedenko.org/print_statti.php?num=35

«Что означает приветствие «Христос посреди нас»: условный символ или реальность нашей церковной жизни?»

Христос посреди нас. Христианские приветствия
Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ

16 Ноября 2018 г

15 ноября 2018 года Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский в сослужении Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Новомосковского, и духовенства Запорожской епархии возглавили Божественную литургию в Покровском архиерейском соборе Запорожья

Ранее на тему:

Пребывание иконы «Самарская»

Встреча иконы Самарской Божьей матери в монастыре прп. Саввы Освященного
Последний день пребывания иконы в Запорожье
Пребывание чудотворной иконы Божией Матери «Самарская» на Веселовской земле

https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/11/ILS_1394.jpg https://hramzp.ua/wp-content/uploads/2018/11/ILS_1394-150×150.jpg Узнавайте о событиях первыми. Подпишитесь на наш Telegram

Как сказал Запорожский митрополит, обратившись к пастве, слова приветствия «Христос посреди нас», не могут и не должны означать один лишь условный символизм, коим наполнено любое церковное действо.

В положенный момент литургии, когда возглашается «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», в знак братской любви к ближнему в прежние времена христиане обнимали друг друга. Это означало, что Христос был для них не просто символом, а действительным проявлением братской любви и доверия.

А может ли Христос быть среди тех, кто обливает друг друга грязью, кто завидует и презирает, кто ненавидит и лицемерит? Да, в бытовой церковной жизни Христос символизируется, изображается. А раз так, то может и человеческие отношения можно лишь изображать? Как в театре не жить, а лишь играть жизнь.

Ведь любое чувство можно сыграть: и любовь, и ненависть, и презрение и восхищение. Допустим, что нам не нравится человек, мы знаем, что он негодяй, а мы ему на его приветствие «Христос посреди нас», прекрасно понимая, что Его среди нас нет, решаемся отвечать: «И есть, и будет».

Так, как тут поступать? Промолчать? Или сказать: «И нет, и не было?» С формальной точки зрения налицо нарушение чина, а по совести так и есть. Среди нас никогда не будет Христа, если мы будем лгать, ненавидеть, презирать и приспосабливаться. Да, чин, безусловно, нарушается.

Но что важнее для нашего благочестия? Поступать с ближним по-хамски, обижать ни за что ни про что, но чин при этом соблюсти? Апостол Павел учил, что среди христиан «все должно быть благопристойно и чинно», но наверняка не за счет исполнения главных заповедей.

Сегодня мы вспоминаем святого праведного Петра Калнышевского. Разве мы можем сказать, что он приспосабливался? А ведь возможностей для этого у него было предостаточно.

Но он выбрал другой путь, которым шли все запорожские казаки – «Душу Богу, жизнь Отечеству, а честь никому!» Беда нашего времени в том, что слово «честь», как и само понятие, давно забыты и утеряны. И стоит ли удивляться, что людей благородных, поступающих по чести уже днем с огнем не сыщешь.

Они остались в рыцарских романах и рассказах о казаках. Но наша Матерь-Церковь, как и прежде, печется о душах своих чад.

Что важнее для Неё — наши распри или наши бессмертные души? О чем Её материнские слезы и Её боль? О чем человек будет рассказывать на Страшном суде? О политических рейтингах, о заработанных обманом миллионах? Во все времена человека искренне верующего в Христа отличало отношение к греху и роли покаяния. Нет людей безгрешных, каждый грешит.

Вот только одни в этом признаются и каются, а другие упивается своим мнимым величием и гордыней. Но нет величия там, где нет простоты, добра и правды, как говорил классик. Иными словами нет величия там, где нет Бога. Поэтому наш христианский долг, а значит, моральный и гражданский, противостоять тем, кто прикрывается именем Христовым.

Кто говорит людям, что Христос посреди нас, но на самом деле в это не верит, поскольку не имеет в душе ни любви, ни доброты, а в словах и поступках — правды. Мы должны свидетельствовать миру о нашей вере, о нашей правде, и, дерзая произнести «Христос посреди нас», мы тем самым берем на себя ответственность утверждать всей своей жизнью, что Господь не только невидимым духовным образом, но и вполне реально и осязаемо находится среди нас».

Поздравляя всех с праздником, Его Высокопреосвященство призвал следовать примеру святого праведного Петра Калнышевского, научаясь у него преданности заповедям Христа.

«В понятие праведности входит не только вера, а также любовь к ближнему до самопожертвования. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали для Меня», – говорит нам Господь. Стремитесь превратить свою жизнь в совершеннейший образец праведности, показанный нам Самим Христом», – пожелал в заключение владыка.

В этот день в Покровском архиерейском соборе встречали чудотворную икону Божьей Матери, именуемую «Самарская».

После торжественной встречи святыни Запорожский митрополит призвал своих духовных чад просить Царицу Неба и Земли перед Её дивным образом о заступничестве и милости.

«А мы в свою очередь всей своей жизнью будем угождать Ей и Её Божественному Сыну, будем стараться искать Божьего, а не земного. Петра Калнышевского, который прославил эту икону, мы называем святым за его терпение, твердость в вере, за то, что он не отрекся от Христа.

Его святость в том, что он вел праведную, угодную Богу жизнь, сохранив свою душу в чистоте от соблазнов и греха. О таких людях Церковь говорит, что они исполнили завет Господа, сказанного ученикам в Нагорной проповеди: « Вы – свет миру. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

И, зажегши свечу, не ставят её под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». И Петр Калнышевский исполнил этот завет Христа.

Как должны его исполнить и мы», – сказал Его Высокопреосвященство.

Владыка сердечно поблагодарил архиепископа Евлогия за радость совместного служения и просил передать слова благодарности митрополиту Иренею за возможность поклонится чудотворному образу Богородицы.

После службы в связи с истечением срока легитимности прошлого состава Церковного суда епархии к присяге были приведены новые члены Суда.

Источник: https://hramzp.ua/newsitem/chto-oznachaet-privetstvie-khristos-p

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.