Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

Художественный мир Н.С. Гумилева

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

Биография Николая Гумилева и особенности его художественного мира.

Рубрика: Литературные записки

Ирина Нестерова ✔ 01.04.2019

Нестерова И.А. Художественный мир Н.С. Гумилева // Энциклопедия Нестеровых

Творчество Гумилева давно находится в золотом запаснике русской литературы. Художественный мир Николая Гумилева представляют большой интерес для исследования, так как он насыщен необыкновенными, притягательными образами.

Поэт, прозаик, переводчик и литературный критик Н.С. Гумилев родился в Кронштадте 3 апреля 1886 года. Его отец был корабельным врачом. В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком.

Детство и отрочество Гумилева прошло в Царском селе. Позднее семья переехала в Тифлис, где прожила вплоть до 1903 года. Затем Гумелев возвращается в Царское село.

Именно в 1903 году произошла первая встреча Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

В 1905 году был опубликован сборник стихов Гумилева с романтичным названием “Путь конквистадоров”. После окончания Царскосельской гимназии Гумилев отправляется в Париж. Там он посещает лекции в университете Сорбонны. Он изучает французскую литературу и культуру. Там же он знакомится с Иосифом Мандельштамом.

Возвращение в Россию в 1907 году оказалось не долговременным. Гумилев снова уезжает в Париж. Тем временем, его стихи печатаются в литературных журналах.

В 1908 году выходит книга Н.С. Гумилева “Романтические цветы”. В мае этого же года поэт приезжает в Россию и поступает на юридический факультет Петербургского университета. Позднее он переходит на исторический факультет. Осенью 1908 года Н. Гумилев совершает свою первую поездку в Африку, в Египет.

1909 год ознаменованием публикацией произведений Николая Гумилева в серьезных изданиях. Поэт оставляет Университет и едет в Алжир.

В 1910 году Гумилев венчается с Анной Ахматовой. Они вместе отправляются в путешествие в Париж, а по возвращении живут в Царском селе.

В 1911 году Гумилевым создается течение акмеизм, под которым понималось литературное течение которое, противостояло символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Николай Гумилев публикует свои “Письма о русской поэзии”, пишет драмы, поэмы, занимается литературными переводами.

В 1912 году выходит книга “Чужое небо”. Также Гумилев и Ахматова посещают Италию. Затем в следующем году поэт снова едет в Африку в составе экспедиции, которую организовала “Российская Академия наук”.

В 1914 году поэт уходит добровольцем в армию. Он тяжело переживает события Первой Мировой войны.

В 1916 году свет увидел сборник “Колчак”. Параллельно поэт получает чин прапорщика.

После Революции поэт покидает Россию и отправляется в Париж. Однако поездка продлилась не долго. В этом же году Гумилев возвращается на Родину и сотрудничает с горьковским изданием “Всемирная литература”. В период с 1918 по 1921 год свет увидели произведения “Костер” и “Шахтер”.

Гумилев был расстрелян в 1921 году. Его обвинили в участии в антиправительственном “таганцевском заговоре”. Через три недели поэту был вынесен приговор – расстрел, исполненный на следующий же день. Точная дата расстрела и место захоронения поэта до сих пор не неизвестны.

Особенности художественного мира Николая Гумилева

Творчество Николая Гумилева тревожное, смелое и разнообразное как и вся его жизнь. Смелость, отвага, яростное желание испытать судьбу и стремление к максимализму нашли свое отражение в удивительных стихах поэта.

Его художественный мир полон любви. Но любовь предстает как отчуждение, разобщение. Для поэта важны битвы. Именно в них утверждаются идеалы, формируется мужество и волевое начало.

Стихи Николая Гумилева напоминают романтические баллады. Их особенностью можно назвать прихотливый сюжет, лирического героя. В стихах чувствуется преклонение поэта перед человеческим подвигом. Отвлекаясь от обыденности, от скуки настоящего, Н. Гумилев ищет богатых созвучий во времени и пространстве. Его стихи не знают границ.

О поэзии Гумилева можно сказать следующим образом: радужное пространство картин и образов организовано авторской чеканной мыслью. Многие стихи рождены вечными проблемами. Редкой выразительности достигает поэт соединением несоединимых элементов.

В этой связи нельзя не рассмотреть его произведение “Капитаны”. Оно посвящено капитанам-путешественникам, покорителям новых земель. Гумилев считает их людьми рисковыми и смелыми. Для стиха характерен четкий ритм (анапест), яркие точные эпитеты.

Там, хватив в таверне сидру, Речь ведет болтливый дед, Что сразить морскую гидру Может черный арбалет. Темнокожие мулаткиИ гадают, и поют, И несется запах сладкий

От готовящихся блюд.

Обилие экзотических слов придает стиху живость, яркость. Такое произведение запоминается своей экзотикой.

На полярных морях и на южных, По изгибам зеленых зыбей, Меж базальтовых скал и жемчужных

Шелестят паруса кораблей.

Энергичному звучанию стиха придают неповторимый колорит образы капитанов, близость смерти и стихия. В каждом четверостишии можно почувствовать основную идею произведения, а именно: провозглашение волевого начала, идеи подвига и борьбы.

Источник: http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-n_s_-gumileva.html

Мотивы и образы лирики н. с. гумилева – литература, уроки

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

Просмотр
содержимого документа

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева

Отличительной характеристикой от произведений большинства поэтов состоит в том, что в стихах Гумилева практически нет патриотизма и политики.

Основной чертой творчества Гумилева является экзотика. И лирический герой Гумилева, – самоуверенный, отважный, задорный, как и сам поэт.

Гумилев, в сознании читателей воспринимается великим путешественником, но его любовные стихотворения столь же тонки и полнокровны, хоть и находится немного в тени по сравнению с остальными его произведениями. Анна Ахматова была его первой женой, матерью его детей. Стихотворение “Она” посвящено ей.

Любовная лирика поэта навевает дикой страстью и волей. Некоторые его стихотворения настолько мелодичные, что близки к романсу. А в стихотворении “Из логова змиева”, Гумилев использует форму былин и былинные образы.

В отличие от, например, стихотворений Сергея Есенина у Гумилева любовь – это чувство, которое включает в себя стихию природы. И эта стихия недоступна человеческой воле, она всегда грозная. Стихия кого хочет милует, кого хочет казнит.

Таким же свойством обладает и любовь. В любовных стихотворениях Гумилева нет грубости, неуважения к женщине, пошлости. Наоборот, полное преклонение перед женщиной. Благородный рыцарь с розой и мечом.

Герой доходит до жертвенности и самоуничтожения, как это ярко выражено в стихотворении “Отравленный”.

Даже на Венеру, на эту необитаемую планету,  Гумилев забрасывает своего героя-любовника. В этом стихотворении заложен практически тройной смысл: Венера-планета реальная, Венера – судьба, Венера – богиня любви.

Лирика Гумилева ближе всего к стихотворениям Александра Блока, который любовь боготворил. В поэзии Гумилева образ женщины-это образ “вечной женственности”, как это проявляется в стихотворении “Я и Вы”. “Земное” и “божественное” – два этих начала тесно переплетены в стихах поэта о любви. В стихотворении “О тебе”, Гумилев как будто бы обращается к земной женщине, подруге, жене.

Через мотив стихии происходит принадлежность женщине к божественному:

                                         “Тогда я воскликну: «Где же

Ты, созданная из огня?”

В произведении “Шестое чувство”, поэт хочет сказать о том, влюбленность – это “желание”, а вот любовь-истинное интимное и глубокое чувство.

Иногда в поэзии Гумилева, герой благородный, смелый, прыткий. Поэт пишет о неразделенной любви, но не очерняет возлюбленную при этом. Он благодарит ее за проведенное вместе время, и в стихотворении “Прощанье” показывает это чувство.

Стихи Гумилева о любви – это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель видит не только душу и настроение поэта, но и характер и настроение эпохи.

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело приветствую звезду, 
Я прохожу по пропастям и безднам 
И отдыхаю в радостном саду.

Лирический герой раннего Гумилева видит себя конквистадором-завоевателем, весело идущим, “то отдыхая в радостном саду, то наклоняясь к пропастям и безднам”. Он готов к смерти (“Я с нею биться буду до конца”), но перед мечтой не отступит (“Я лилию добуду голубую”).

Завоевать весь мир означает для поэта – увидеть фантастическое озеро Чад, жирафов, пиратов, океанские корабли, познакомиться с настоящими капитанами – потомками Лаперуза и Колумба, о которых он напишет прекрасные строки в знаменитой балладе “Капитаны”. Именно в стихотворении “Капитаны” проявилось умение Гумилева вырваться из тисков книжной романтики на простор истинной и вольной поэзии. Свою поэзию Гумилев называл Музой дальних странствий. Неистребимая жажда странствий владела им всю жизнь.

Еще мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц.

А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников.

Рассказы отца, корабельного врача, его дяди, контр-адмирала, увлечение приключенческой литературой оказали влияние на формирование мировосприятия Николая Гумилева.

Военная тема нашла отражение в сборнике “Колчан”, изданном в 1916 году. В “Колчане” начинает рождаться новая для Гумилева тема – о России. Она лишь намечается в таких стихотворениях, как “Старая усадьба”, раскрывается в вышедшем после революции сборнике “Костер”. “Золотое сердце России мерно бьется в груди моей” – строки, трогающие до слез, до сердечной боли…

Октябрьская революция застала Гумилева за границей, куда он был командирован в мае 1917 года. Он жил в Лондоне, Париже, переводил, занимался восточной литературой, работал над драмой “Отравленная туника”.

В мае 1918 года Гумилев вернулся в революционный Петроград. Его захватила напряженная литературная атмосфера.

Гумилев, вместе с Блоком, Чуковским и другими работает в созданном Горьким издательстве “Всемирная литература”. Под редакцией Гумилева выходят баллады о Робине Гуде.

Он читает лекции в литературных студиях, в институте истории искусства и литературы, много занимается с молодыми поэтами.

В 1918 году выходит шестой сборник Гумилева “Костер” и сборник переводов восточной поэзии “Фарфоровый павильон”.

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался «создать» и свою смерть.

Ему казалось, что он умрет в 53 года; что”смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит”, а этих соков он чувствовал в себе на 53 года.

Особенно любил он говорить об этом во время войны: “Меня не убьют, я еще нужен”.

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели, 
При нотариусе и враче, 
А в какой-нибудь дикой щели, 
Потонувшей в густом плюще.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/motivy-i-obrazy-liriki-n-s-gumileva-93655.html

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

Основные черты и мотивы поэзии И. Анненского

Особое значение в развитии русской импрессионистической поэзии имело творчество Иннокентия Федоровича Анненского (1856–1909) – поэта, драматурга, критика, переводчика. Анненский оказал влияние на всех крупных поэтов того времени – Брюсова, Блока, Ахматову, Пастернака, Маяковского – своими поисками новых поэтических ритмов, поэтического слова.

Символисты считали его зачинателем «новой» русской поэзии. Однако общественные и эстетические взгляды Анненского не укладывались в рамки символистской школы. В этом смысле творчество поэта может быть определено как явление предсимволизма. По своему пафосу, настроениям оно ближе творчеству поэтов конца XIX в.– Случевского, Фета.

Начав в 80-е годы с традиционных поэтических форм, пройдя через увлечение французскими парнасцами и «проклятыми», соприкасаясь в некоторых тенденциях с Бальмонтом и Сологубом, Анненский существенно опередил многих современников по итогам развития: «…

в «Кипарисовом ларце» оказалось много художественных находок, пригодившихся Ахматовой, Маяковскому, Пастернаку в их работе по обновлению поэтической образности, ритмики, словаря».

Творческая судьба Анненского необычна. Имя его в литературе до 900-х годов почти не было известно.

«Тихие песни» – первый сборник его стихов, написанных в 80–90-е годы,появился в печати только в 1904 г.(сборник вышел под псевдонимом: Ник. Т-о).

Известность как поэт Анненский начинает приобретать в последний год своей жизни. Вторая, последняя книга его стихов, «Кипарисовый ларец», вышла посмертно, в 1910 г.

Блок улавливал в поэзии Анненского творческую близость. Брюсов сравнивал стихи Анненского со стихами Верлена. «Манера письма Анненского,– писал он, – резко импрессионистична; он все изображает не таким, каким он это знает, но таким, каким ему это кажется, притом кажется именно сейчас, в данный миг.

Как последовательный импрессионист И. Анненский далеко уходит вперед не только от Фета, но и от Бальмонта; только у Верлена можно найти несколько стихотворений, равносильных в этом отношении стихам И. Анненского» .

Действительно, в истории русской литературы Анненский, может быть, самый последовательный поэт и критик-импрессионист.

Литературное наследие Анненского невелико, но разнообразно. Он был поэтом, филологом-классиком, автором драм, в которых воссоздал, свободно их модернизируя, античные мифы («Меланиппа-философ», «Царь Иксион», «Лаодамия», «Фамира-кифаред»). В историю литературы Анненский вошел прежде всего как поэт-лирик.

Мотивы лирики Анненского замкнуты в сфере настроений одиночества, тоски бытия. Поэтому столь часто в его стихах встречаются образы и картины увядания, сумерек, закатов. Блок видел в таком настроении поэзии Анненского смятенность души, напрасно тоскующей по красоте.

Для поэтического мира Анненского характерно постоянное противостояние мечты обывательской прозе быта, которая напоминает поэту что-то призрачное и кошмарное («Бессонные ночи»). Такой контраст формирует стилевую систему поэта, в которой стиль поэтически-изысканный соседствует с нарочитыми прозаизмами.

Но смятенное восприятие реальности сочеталось у него с абстрактно-трагическим восприятием бытия вообще.

При наличии некоторых общих мотивов поэзия Анненского существенно отлична от поэзии символистов. Его лирический герой – человек реального мира. Личное переживание поэта лишено и экстатического, и мистического пафоса.

Ему чужды эксперименты над стихом и поэтическим языком, хотя среди поэтов начала века он был одним из крупнейших мастеров версификации.

Стих Анненского имел особенность, отличавшую его от стиха символистов и привлекшую позже пристальное внимание поэтов-акмеистов: сочетание и в словаре, и в синтаксисе повышенно-эмоционального тона и тона разговорного, подчеркнуто-прозаического.

Сквозь частное у поэта всегда просвечивало общее, но не в логическом проявлении, а в некоем внелогическом соположении. Этот поэтический прием будет воспринят у Анненского Анной Ахматовой.

Поэзии Анненского свойственна камерная утонченность, замкнутость в личной психологической теме. Это поэзия намека, недоговоренности, намекающей детали.

Но у Анненского нет намеков на двоемирие, свойственной символистам двуплановости.

Он лишь рисует мгновенные ощущения жизни, душевные движения человека, сиюминутное восприятие им окружающего и тем самым – психологические состояния ге-роя.

Стихов с общественной темой у Анненского немного. И в них все то же противоположение мечты о красоте и неприглядной реальности. Вершиной социальной темы в его поэзии стало известное стихотворение «Старые эстонки», которым поэт откликнулся на революционные события в Эстонии в 1905 г., выразив свой протест против казней революционеров и правительственной реакции.

И. Анненский был наиболее характерным представителем импрессионистической критики в литературе начала века.

В критических статьях, собранных в двух «Книгах отражений» (1906, 1908), он стремился вскрыть психологию творчества автора, особенности его духовной жизни, передать свое личное впечатление от произведения.

Причем в его критических работах более, может быть, наглядно, чем в лирике, выразились демократические взгляды писателя, его общественные устремления. Как бы в противовес символистам Анненский подчеркивает социальное значение искусства.

С этой эстетической установкой была связана характерная черта его критических статей: Анненский стремился понять и показать общественный смысл и общественное значение произведения. Таковы его статьи о М. Горьком, Н Гоголе, Л Толстом, Ф. Достоевском. В основе общественной этики Анненского лежала этика сострадания, разрабатывая которую он явно опирался на Достоевского.

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

В среде поэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из «туманов символизма», возникает кружок «Цех поэтов» (1911), во главе которого становятся Н. Гумилев и С. Городецкий. В 1912 г. на одном из собраний «Цеха» был решен вопрос об акмеизме как о новой поэтической школе. Кстати, Гумилев учился в царскосельском лицее, когда им руководил Анненский.

Николай Степанович Гумилев (1886–1921). В 1905 г. он опубликовал небольшой сборник стихов «Путь конквистадоров»; в 1908 г. выходит второй сборник поэта – «Романтические цветы»; в 1910-м – «Жемчуга», книга, принесшая Гумилеву известность. Она была посвящена Брюсову.

Стихи, вошедшие в этот сборник, обнаруживали явное влияние тем и стиля брюсовской поэзии. Но, в отличие от стихов Брюсова, на них лежит печать стилизации, нарочитой декоративной экзотики («Капитаны» и др.). Брюсов писал о поэзии Гумилева этого периода, что она «живет в мире воображаемом и почти призрачном.

Он как-то чуждается современности».

Брюсовские мифологические и исторические герои, воплощающие волевые начала истории, отразили напряженные поиски поэтом героического и нравственного идеала в современности, что предопределило сочувственное восприятие им революции.

Гумилев же разорвал всякие связи своих героев–«воинов», «капитанов», «конквистадоров» – с современностью, эстетизировал их безразличие к общественным ценностям.

В стихотворении с характерным названием «Современность» (из цикла «Чужое небо») Гумилев так выразил свое восприятие современности: Я печален от книги, томлюсь от луны,/ Может быть, мне совсем и не надо героя, / Вот идут по аллее, так странно нежны, / Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

Имея в виду прежде всего Гумилева, Блок писал об акмеистах, что они «не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще…» .Свой эстетический идеал Гумилев декларировал в сонете «Дон Жуан»: Моя мечта надменна и проста: / Схватить весло, поставить ногу в стремя / И обмануть медлительное время,/ Всегда лобзая новые уста…

Империалистическая война побудила Гумилева обратиться к теме исторической действительности. В его поэзии зазвучала тема России, но официальной, государственной, монархической. Он воспевает войну, героизируя ее как освободительную, народную.

В первый же месяц войны Гумилев вступает вольноопределяющимся в лейб-гвардии уланский полк и направляется в действующую армию, где служит в конной разведке. Как специальный военный корреспондент в 1915 г.

в «Биржевых ведомостях» он печатает «Записки кавалериста», в которых, рисуя эпизоды военных событий, пишет о войне как деле справедливом и благородном.

В то же время в предощущении распада всей системы русского государственного быта его поэзию пронизывают пессимистические мотивы. О революции Гумилев не писал – в этом была его политическая позиция. Но не акмеистическим бесстрастием к общественной жизни отмечены теперь его стихи, а каким-то надломом души.

В сборнике «Огненный столп» (1921) нет ни романтической бравады, ни напускного оптимизма. Они полны мрачной символики, туманных намеков, предощущений «непоправимой гибели».

Начав с «преодоления символизма», Гумилев вернулся к типично символистской символике: Понял теперь я: наша свобода / Только оттуда бьющий свет, / Люди и тени стоят у входа / В зоологический сад планет… («Заблудившийся трамвай»)

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наиболее, может быть, характерно для настроений Гумилева того времени. Образ трамвая, сошедшего с пути,– это для поэта сама жизнь, сошедшая с рельсов, дань, в которой происходит непонятное и странное: Где я? Так томно и так тревожно / Сердце мое стучит в ответ: /Видишь вокзал, на котором можно / В Индию Духа купить билет.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32587t2.html

Gumilev – mais-oui-ruslit

Художественное своеобразие лирики Н. Гумилева

42. Художественноесвоеобразие лирики Н. Гумилева

В средепоэтов, стремившихся вернуть поэзию к реальной жизни из «туманов символизма»,возникает кружок «Цех поэтов» (1911),во главе которого становятся Н. Гумилев и С. Городецкий. В 1912 г. на одномиз собраний «Цеха» был решен вопрос об акмеизмекак о новой поэтической школе.  Гумилевучился в царскосельском лицее, когда им руководил Анненский.

Николай Степанович Гумилев (1886–1921). В 1905 г. он опубликовал небольшойсборник стихов «Путь конквистадоров»; в 1908 г. выходит второй сборник поэта– «Романтические цветы»; в 1910-м – «Жемчуга», книга, принесшая Гумилевуизвестность.

Она была посвящена Брюсову – влияние брюсовской поэзии. Но, вотличие от стихов Брюсова –  стилизация,нарочитая декоративной экзотики («Капитаны» и др.). Брюсов писал о поэзииГумилева этого периода, что она «живет в мире воображаемом и почти призрачном.

Он как-то чуждается современности».

Гумилев разорвал всякие связи своихгероев–«воинов», «капитанов», «конквистадоров» – с современностью,эстетизировал их безразличие к общественным ценностям.

  В стихотворении с характерным названием «Современность» (из цикла «Чужоенебо») Гумилев так выразил свое восприятие современности: Я печален от книги,томлюсь от луны,/ Может быть, мне совсем и не надо героя, / Вот идут по аллее,так странно нежны, / Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.

Имея в видупрежде всего Гумилева, Блок писал об акмеистах, что они «не имеют и не желаютиметь тени представления о русской жизни и о жизни мира вообще…» .Свой эстетический идеал Гумилевдекларировал в сонете «Дон Жуан»:  Моямечта надменна и проста: / Схватить весло, поставить ногу в стремя / И обманутьмедлительное время,/  Всегда лобзая новыеуста…

Империалистическая война побудилаГумилева обратиться к теме исторической действительности. В его поэзии зазвучала тема России, ноофициальной, государственной, монархической. Он воспевает войну, героизируя ее как освободительную,народную.

В первый же месяц войны Гумилев вступает вольноопределяющимся влейб-гвардии уланский полк и направляется в действующую армию, где служит вконной разведке. Как специальный военный корреспондент в 1915 г.

в «Биржевыхведомостях» он печатает «Записки кавалериста», в которых, рисуя эпизоды военныхсобытий, пишет о войне как деле справедливом и благородном.

В то же время в предощущении распада всейсистемы русского государственного быта его поэзию пронизывают пессимистическиемотивы. Ореволюции Гумилев не писал – в этом была его политическая позиция. Но неакмеистическим бесстрастием к общественной жизни отмечены теперь его стихи, акаким-то надломом души.

В сборнике«Огненный столп» (1921) нет ни романтической бравады, ни напускного оптимизма. Ониполны мрачной символики, туманных намеков, предощущений «непоправимой гибели».

Начав с «преодоления символизма», Гумилев вернулся к типично символистской  символике: Понял теперь я: наша свобода / Только оттуда бьющий свет, / Люди и тенистоят у входа / В зоологический сад планет… («Заблудившийся трамвай»)

Стихотворение «Заблудившийся трамвай»наиболее, может быть, характерно для настроений Гумилева того времени. Образ трамвая, сошедшего с пути,– этодля поэта сама жизнь, сошедшая с рельсов, дань, в которой происходит непонятноеи странное: Где я? Так томно и так тревожно / Сердце мое стучит в ответ:/Видишь вокзал, на котором можно / В Индию Духа купить билет.

Поэт озабочен поисками этой «Индии Духа»,прибежища.

С точкизрения поэтического мастерства стихи «Огненного столпа» – самые совершенные втворчестве Гумилева. Они исполнены подлинного чувства, глубоко драматическогопереживания поэтом своей судьбы, трагических предощущений.

В 1921 г.Гумилев был арестован по обвинению в участии в заговоре контрреволюционнойПетроградской боевой организации, возглавляемой сенатором В.Н. Таганцевым, ирасстрелян.

К. Симоновверно отметил: историю русской поэзии XX века нельзя писать, не упоминая оГумилеве, о его стихах, критической работе (имеются в виду «Письма о русскойпоэзии» –литературно-критические статьи поэта, печатавшиеся с 1909 г. в«Аполлоне»), замечательных переводах, о его взаимоотношениях с Брюсовым, Блокоми другими выдающимися поэтами начала века.

43. Герои поэзии Н.Гумилева

Информация спросторов интернета.

Будучиоснователем неоромантического течения – акмеизма Н.С. Гумилев и сам жил инымизмерением, он весь уходил в романтический мир мечты.

Такая отстраненностьот жестокой предреволюционной реальности помогала поэту творить в сфере прекрасного,видеть красоту и мечтать о новой жизни. Еще гимназистом он писал: «Я в лесбежал из городов…».

Однако герой Гумилева не просто бежит отдействительности, он рвется завоевывать свой мир мечты. РомантизмГумилева – романтизм активный, действенный. Его герой – человек воли.

Показательнымв этом отношении является стихотворение «Я конквистадор в панцире железном…». Образконквистадора (вернее, конкистадора – участника испанских завоевательныхпоходов в Южную и Центральную Америку в конце XV – XVI вв.

) символизируетстранствующего рыцаря, первооткрывателя заморских стран и их завоевателя.  В стихотворении много романтических штампов:«по пропастям и безднам», «в небе диком и беззвездном», «я сам мечту своюсоздам», «я пропастям и бурям вечный брат». Вместе с тем образ конквистадора– новый.

Он утверждает героическое начало в человеке. В стихотворениипо-новому осмысляются и сами романтические символы: так, символ звездыовеществляется («Я весело преследую звезду…»; «И если нет полдневных словзвездам…»; «Но я вплету в воинственный наряд / Звезду долин, лилею голубую»).

Важно, что поэт утверждает идею достижения идеала: «И верю, я любовь своюнайду…». Критика считала, что в “Пути конквистадоров” много поэтических штамповно различим собственный авторский голос.

Уже в этой первой книге появляется постоянныйлирический герой Гумилёва — завоеватель, странник, мудрец, солдат, которыйдоверчиво и радостно познаёт мир. Этот герой противостоит исовременности с её будничностью, и герою декадентских стихов.

Мечта Гумилеване была бесплодной фантазией – посещает Африку как и мечтал.

Лирическийгерой стремится обратить внимание на необычные стороны действительности,известные ему. Но это неудается. Слишком глубоко противоречие между яркостью мира и состоянием душиженщины, у которой не осталось способности радоваться.

Поэт развивает мотивнесоответствия красоты жизни и уныния в душе человека: Я знаю веселые сказкитаинственных стран/  Про черную деву, прострасть молодого вождя,/ Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,/ Ты веритьне хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

Героическийхарактер натуры поэта звал его в неизведанные края, звал на подвиг.Романтический же мир выковывал в герое такие качества, как бесстрашие и отвага,чтобы хватило духа не просто увидеть красоту, но и отстоять ее право жить вдуше человека.

Главноедля Гумилёва — смертельная тяга к опасности и новизне, вечный восторг переднеизведанным.

Начиная с“Жемчугов”, поэзия Гумилёва — попытка прорваться за видимое и вещественное.Плоть для лирического героя Гумилёва — тюрьма. Он с гордостью произносит: “Неприкован я к нашему веку, / Если вижу сквозь бездну времён”. Видимый мир –только ширма иной реальности. Вот почему Ахматова называла Гумилёва“визионером” (созерцателем тайной сущности вещей).

Примечательностихотворение «Заблудившийся трамвай», это одно из любимейших стихотворенийсамого Гумилёва (в котором он предсказал свою казнь).

Впервые здесь геройГумилёва не путешественник-завоеватель, не победитель и даже не философ, стойкопринимающий сыплющиеся на него несчастья, а потрясённый обилием смертей,измученный, потерявший всякую опору человек.

Он словно заблудился в “бездневремён”, в лабиринтах преступлений и злодейств — и каждый переворотоборачивается потерей возлюбленной.

44. Романтическое иэкзотическое в поэзии Н. Гумилева

Романтическое:  Романтические мотивы занимают центральноеместо в творчестве Гумилева. Оставался романтиком, искателем приключений,мечтателем до конца жизни. Большинство его романтических произведенийпреисполнены патетикой и пафосом.

https://www.youtube.com/watch?v=u56pkp27hoM

Основнымиромантическими темами в литературе являются свобода + мотивы изгнания,заточения, темы любви (в том числе неразделенной). + мотив бунта человека,борющейся с судьбой личности, противостояния слепому року, одиночества.

Характерно центральное положение личностии рассмотрение ее в конфликте с миром и обществом. Мотив глубокого отчаяния стихотворение«Дон Жуан», идея –  все наши жизни и мечты ничтожны.

Лирическийгерой размышляет о судьбе и его выводы безутешны.

Ключевоестихотворение «Волшебная скрипка»: обращениеискушённого поэта к юному , знающему лишь о счастье творчества . не видяоборотной стороны медали (её и показывает искушённый поэт) . В образе скрипки -поэтическое дарование, является и смертельным заклятием и высшим блаженством.

Лирический герой рассказывает юному поэту – истинный поэт не имеет права на отдых,он всегда должен творить , а иначе “бешеные волки в кровожадном исступленье Вгорло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь”. Должен служить поэзии безнадежды на признание, без надежды быть понятым, без надежды на славу.Настоящего поэта не пугает ничего.

Он пойдёт своей дорогой и погибнет “славнойсмертью , страшной смертью скрипача”.

«Она» основная тема – тема любви лирического героя. Идея: любовь к женщине всегда загадочна инеобъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Максимальномсближении автора и лирического героя.

Фантастичность,как характерная черта романтической литературы, прослеживается и в поэзииГумилева: Стихотворение «Жираф»поражает таинственностью и каким-то двойственным восприятием жизни и мира.

Содной стороны, в настоящем «сегодня» лирический герой замечает грустный взглядсвоего немого собеседника, который безмолвно слушает экзотическую сказку об«изысканном жирафе» в «тропических садах», а с другой стороны, читателяпоражает изысканность, «грациозная стройность» волшебного животного — жирафа.

Но внимательно вчитываясь в гумилевский поэтический текст, понимаешь, что инемой слушатель лирического героя, и «изысканный жираф» одиноки, хотя и живутсовершенно в разных мирах. Романтический мотив одиночества.

Экзотическое: Любовь к Африке, страсть к путешествиям,жажда приключений определили темы и мотивы творчества Гумилева, среди которых однимиз ведущих является мотив экзотики. Экзотическая тема присутствует во всехкнигах поэта.

Первый сборник стихов «Путь конквистадоров», выпущенныйГумилевым – гимназистом в 1905 году, молодой поэт в последствии считалнезрелым. Ему необходим был образ, и Гумилев, любивший экзотику, этот образсоздал: образ конквистадора -завоевателя жизни, покорителя судьбы.

Уже в этой книге стиховпоявились персонажи экзотические, неординарные: гордые короли и насмешливыетролли, заколдованные девы и бесстрашные рыцари.

Во второмсборнике поэта «Романтические цветы» (1908) Брюсов отметил упорную работуГумилева над стихом, «фантастика еще свободней, образы еще прозрачней здесь,психология еще причудливее…». Мифологических Кукулин, исторической Помпеи,Синдбад-Мореход, Рея Маб, Люцифер, Змей, рыцари, принцессы, императоры, жрецы,пираты и, естественно, конквистадоры заполнили собой страницы сборника.

 Стихи эти – ответ на потребность человека внеобычайном, не здешнем, уводящим от серой скуки повседневности.   В этом сборнике Гумилев, по мнению критика А.Павловского,медленно сводит «поэзию по золотой лестнице символизма на землю, пытается насытитьслово, уставшее от эфира и иносказаний предметностью, плотью и твердымсмыслом».

Книга«Жемчуга» (1910) знаменует завершение первого периода творчества Гумилева. Этосвоего рода элегическое прощение с символизмом и романтическими декорациямиранних стихов. Здесь нет ничего надуманного, искусственного, вторичного.

  В этом мире встречаются нам имена: античные герои, как Одиссей,Агамемнон, Ромул, историческиеличности, как Тимур, Данте, Дон Жуан, Васко-де-Гама, некоторые местности Земного шара, как степьГоби, или Кастилия, или Анды, – но они видоизменились, стали новыми,неузнаваемыми.

Брюсов, которому былапосвящена книга, писал: «Страна Гумилева – это какой-то остров, где то за«водоворотом» и «клокочущими пенами» океана.»

 В 1918 году вышел сборник Гумилева «Костер». Стихи в книге значительноболее земные по мысли и форме. Снова устремляется его мысль и к чужим странам.(«Швеция», «Норвежские чары», «На северном море», «Стокгольм»).

 «Огненный столп» (1921) – лучший сборник поэта, вкотором критика отметила совершенство формы, магию слов, «сильные, бодрыемотивы, свежей, не надломленной, даже первобытной силы».

Экзотическаялирика Гумилева пестрит многообразием зрительных образов. Недаром В.Брюсовназвал Гумилева «поэтом зрительных картин, может быть не всегда умеющим сказатьновое и неожиданное, но всегда умеющего избежать в своих стихах недостатков» засчет мастерского владения формой стиха».

В каждом из сборников поэта присутствуетэкзотическая тема, ведь экзотика и связанные с нею путешествия, далекие страны,необычные герои всегда жили в душе и сознании Гумилева.

Экзотическая тема, как и все творчествопоэта, эволюционировала: от декоративных, многоцветных образов и картин поэтпришел к философским размышлениям о мире и о себе, и экзотика стала в поздний периоддеятельности Гумилева фоном и средством передачи мыслей, порой трагических.

Источник: https://www.sites.google.com/site/maisouiruslit/gumilev

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.